Приемная комиссия:

8 (3522) 65-30-30

многоканальный телефон

Кафедра дефектологии

Направления подготовки

Бакалавриат

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Образование лиц с нарушением речи»

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Образование лиц с нарушением интеллекта»

Магистратура

44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Коммуникативное развитие детей с нарушениями речи»

История

В 2001 году на базе факультета Психологии, валеологии и спорта при кафедре общей и социальной психологии была создана предметная комиссия по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», которая в 2003 году переросла в кафедру коррекционной педагогики, а в 2011 году была переименована в кафедру дефектологии.

Первым руководителем кафедры была доктор педагогических наук, профессор Т.А. Ерахтина.

С 2005 года и по настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент В.А. Дубовская.

В штате кафедры дефектологии – кандидаты педагогических наук, имеющие специальное базовое образование и значительный опыт практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Привлекаются к обучению студентов-логопедов и –олигофренопедагогов и молодые преподаватели из числа выпускников кафедры; они сочетают преподавательскую деятельность с проведением собственных научных исследований.

С 2001 по 2010 гг. кафедра осуществляла подготовку студентов очной и заочной форм обучения по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». В 2006 и 2007 гг. был произведен набор студентов на специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика» и «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия». С 2008 г. кафедра организовывала обучение студентов по специальностям «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» и «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология».

С 2011 года кафедра дефектологии приступила к подготовке бакалавров в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Образование лиц с нарушением речи» и «Образование лиц с нарушением интеллекта».

Базой практик являются специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения города Кургана и области. Темой научно-исследовательской работы кафедры является «Организация безопасной коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями».

С целью выявления условий успешной социальной адаптации и благополучного развития детей данной категории преподавателями кафедры на уровне собственных научных изысканий теоретически обоснованы технологии изучения уровней социальной адаптации и психофизических (интеллектуальных и речевых) возможностей детей с ОВЗ; определяются параметры диагностического инструментария для изучения уровней сформированности социальной адаптации, речевой и познавательной деятельности детей; выявляются коммуникативные особенности детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.

Кафедра дефектологии имеет тесные научные связи с кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Института специального образования Уральского государственного университета и кафедрой дефектологии Тюменского государственного университета.

Сотрудники

Дубовская Вера Александровна, заведующий кафедрой, канд. пед. наук, доцент

Мусихина Светлана Александровна, канд. пед. наук, доцент

Яговкина Лариса Серггевна, канд. пед. наук, доцент

Дмитриевских Людмила Сергеевна, старший преподаватель

Егорова Наталья Леонидовна, канд. пед. наук, доцент

Киселева Мария Михайловна, канд. биол. наук, старший преподаватель

Овсянникова Алена Николаевна, старший преподаватель

Баранов Сергей Николаевич, лаборант

Учебная деятельность

Дубовская Вера Александровна:

  • Логопедия
  • Лингвистические проблемы СПиП
  • Логопедическая работа по формированию языковой компетенции у детей с речевым недоразвитием
  • Патогенетический подход в коррекции речевых нарушений у детей с ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием
  • Организация и методы изучения коммуникативного потенциала лиц с речевыми нарушениями
  • Основы педагогического мастерства в дефектологии

Мусихина Светлана Александровна:

  • Клиника интеллектуальных нарушений
  • Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Методика обучения литературе детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Методика обучения русскому языку и чтению
  • Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы
  • Педагогические системы воспитания детей с НР
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ
  • Психология лиц с нарушениями речи
  • Проективная деятельность логопеда
  • Компетентностный подход в деятельности учителя-логопеда
  • Нетрадиционные методы логопедической работы
  • Логопедическая работа по формированию языковой компетенции у детей с речевым недоразвитием

Егорова Наталья Леонидовна:

  • Нейропсихологические основы коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии
  • Основы географии с методикой обучения
  • Основы естествознания с методикой обучения
  • Основы тифлопедагогики и тифлопсихологии
  • Основы сурдопедагогики и сурдопсихологии
  • Социальная и коррекционная педагогика
  • Специальная педагогика
  • Педагогика и психология семейного воспитания детей с нарушениями речи
  • Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании
  • Обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
  • Сравнительная специальная педагогика
  • Возрастная и гендерная психолого-педагогическая реабилитация
  • Нейропсихологические основы логопедической работы

Дмитриевских Людмила Сергеевна:

  • Основы олигофренопедагогики
  • Логопедическая ритмика
  • Технология формирования интонационной стороны речи
  • Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании
  • Методика развития речи дошкольников (специальная)
  • Фронтальные формы логопедической работы
  • Методика развития речи (специальная)
  • Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
  • Логопедическая ритмика
  • Формирование темпоритмической организации устной речи при заикании 

Яговкина Лариса Сергеевна:

  • Ключевые компетенции дефектолога
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Психолого-педагогическая диагностика, консультирование и комплектование коррекционно-образовательных учреждений
  • Технология обследования и формирования произносительной стороны речи и моторных функций
  • Технология обследования речи при различных формах речевой патологии
  • Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системах дошкольного и школьного образования
  • Современные проблемы науки и специального дефектологического образования

Киселева Мария Михайловна

  • Методика обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Основы математики с методикой обучения
  • Методика обучения изобразительной деятельности
  • Методика обучения изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Интегрированное обучение
  • Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Методика развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
  • Общеметодические аспекты обучения в специальном образовательном учреждении
  • Социально-бытовая ориентировка
  • Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
  • Информационные технологии в специальном образовании
  • Основы истории с методикой обучения
  • Ранняя комплексная помощь детям с органическим нарушением ЦНС

Овсянникова Алена Николаевна

  • Логопедический массаж
  • Методы математической статистики в коррекционном образовании
  • Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта дошкольного и школьного
  • Методы математической статистики в коррекционном образовании
  • Логопедический массаж в системе устранения речевых нарушений
  • Коммуникативные нарушения у детей с речевым недоразвитием

НИР и НИРС

Научная тема кафедры: «Организация безопасной коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями».

Основным направлением кафедральной темы НИР является познавательно-речевое, коммуникативное развитие и социализация данной категории детей.

Тема носит прикладной характер. Установлено, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-образовательного процесса возможна при формировании у данной категории детей речевого общения. Речевое общение понимается как мотивированный речевой процесс между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

На данном этапе на основании анализа методологической литературы были выявлены современные научные подходы к процессу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: нейрофизиологический, нейропсихологический, психолингвистический, психолого-педагогический и компетентностный, предполагающий реализацию процесса развития речевого общения детей с ОВЗ, через формирование коммуникативной и языковой компетенций. Языковая компетенция определена как потенциал лингвистических знаний; коммуникативная компетенция – как демонстрируемая область успешной коммуникативной деятельности.

В настоящее время выявлены психолого-педагогические основы формирования личности ребенка с ограниченными образовательными возможностями: определена методологическая база исследования, проанализированы современные научно-методологические подходы к проблеме изучения личности ребенка с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии и ее (личности) коррекционно-педагогического сопровождения.

Определено структурное содержание, выявлены уровневые характеристики языковой компетенции и коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Научные результаты, полученные в ходе исследования, заключаются в теоретическом обосновании проблемы личностно-ориентированного подхода в коррекционной педагогике путем формирования речевых и коммуникативных умений у детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.

Практическими результатами является определение понятия и структуры целостности личности ребенка с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.

Тема НИР кафедры дефектологии непосредственно связана с подготовкой выпускников дефектологических специальностей, с направленностью диссертационных исследований преподавателей кафедры и отражена в курсовых проектах и дипломных работах выпускников. Так, в диссертационном исследовании В.А. Дубовской рассмотрена проблема формирования речевого общения у детей старшего дошкольного возраста игровыми формами обучения.

Готовность речевого общения у старших дошкольников с ОНР понимается в исследовании как комплекс определённых психических новообразований, который проявляется в практической сформированности языковой, коммуникативной, интеллектуальной деятельности, характеризуется ориентацией личности на самопознание, саморазвитие и обеспечивает достаточный уровень успешности школьного обучения.

Готовность речевого общения у детей изучена во взаимодействии трёх её компонентов: языкового, коммуникативного и когнитивного. Выделены критерии, уровни готовности дана их характеристика.

Выявлены причины недостаточной продуктивности коррекционно-логопедической работы в ДОУ; определена уровневая готовность педагогов ДОУ и родителей к формированию речевого общения у дошкольников с недоразвитием речи.

Разработан комплекс мероприятий, оптимизирующих деятельность педагогов и родителей по формированию речевого общения у детей с нарушениями речи.

Содержание методики формирования речевого общения у дошкольников представлено в трёх блоках, соответствующих компонентам готовности: языковом, когнитивном и коммуникативном.

Установлено, что оптимальным фоном для формирования речевого общения является коррекционно-развивающее учебно-воспитательное сотрудничество педагога с ребёнком.

Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования готовности речевого общения у старших дошкольников к обучению, предусматривающие: использование игровой деятельности как ведущего вида деятельности; дидактическое оснащение учебно-воспитательного процесса специальной наглядностью; обеспечение взаимного сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в формировании речевого общения у дошкольников с речевыми нарушениями.

Доказано, что процесс формирования рече-коммуникативных умений стимулирует становление процессов рефлексии; позитивно воздействует на эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы личности.

В диссертационной работе к.п.н., доцента кафедры Мусихиной С.А. проблема социального развития детей с ОВЗ рассматривалась с позиции организации условий взаимодействия ДОУ и семьи ребёнка с задержкой психического развития. Автором были определены особенности взаимодействия семьи ребёнка с ЗПР и специального (коррекционного) ДОУ; выявлен комплекс педагогических условий совершенствования помощи семье; разработана и апробирована модель совершенствования помощи семье ребёнка с отклонениями интеллектуального развития.

В научном исследовании к.п.н., доцента кафедры Н.Л. Егоровой рассмотрен здоровьесберегающий аспект проблемы коррекционно-развивающего сопровождения детей с нормальным психофизическим развитием. Изучалось соответствие учебно-воспитательной нагрузки полово-возрастным и познавательным возможностям детей и её (нагрузки) влияние на психологическое развитие и физическое благополучие первоклассников. Были разработаны организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе, что необходимо для формирования готовности дошкольников к речевому общению.

В ходе подготовки научных работ опубликованы тезисы докладов на региональных и областных научных конференциях в городах Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Магнитогорске, Ростове-на-Дону; опубликованы статьи по результатам исследований, в общей сложности преподавателями кафедры опубликовано более 70 статей и тезисов; издано учебное пособие «Дефектологический тезаурус», составленный в соавторстве В.А. Дубовской, Г.С. Гоголевой, Н.Л. Егоровой, Т.А. Веховой; учебное пособие «Обучение дошкольников речевому общению» составленное Л.С. Дмитриевских, учебно-методическое пособие «Обучение школьников с нарушением интеллекта основам географии», составленное Н.Л. Егоровой Н.Л.

Результаты научно-исследовательской работы широко внедрены в лекционные и практические курсы учебных дисциплин преподавателей кафедры: логопедия (В.А. Дубовская), обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (С.А. Мусихина).

В рамках темы научно-исследовательской работы кафедры преподавателями были разработаны учебные программы дополнительной профессиональной образовательной программы для курсов повышения квалификации «Формирование речевого общения у детей с недоразвитием речевых и языковых средств как приоритетное направление деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения» (В.А. Дубовская); «Современные подходы к логопедической работе в условиях медицинских учреждений» (В.А. Дубовская), успешно реализованные в период 2011-2012 гг.

Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры отражены в монографии «Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза», подготовленной коллективами преподавателей кафедры дефектологии КГУ, Шадринского государственного педагогического университета и Сургутского государственного педагогического университета (Дубовская В.А., Овсянникова А.Н.).

НИР студентов

Научно-исследовательская тема кафедры развивается в курсовых, дипломных работах выпускников. Тематика выпускных квалификационных работ закладывается еще в ходе работы над курсовыми проектами и тесно увязывается с практической деятельностью выпускников. Темы выпускных квалификационных работ тесно связаны с жизненными реалиями обучения детей с нарушениями речевого и интеллектуального развития. В частности большинство ВКР посвящено вопросам разработки системы мероприятий коррекционно-педагогического воздействия в условиях реализации современных образовательных стандартов специального и инклюзивного образования.

В целом тематика работ достаточно разнообразна. Например, в работе Л.В. Мякишевой изучена проблема формирования речевой активности у неговорящих детей со сложной структурой дефекта (научный руководитель В.А. Дубовская).Формированию информационного аспекта коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией был изучен в работе у О.А. Неупокоевой (научный руководитель Дубовская В.А.).Проблема изучения особенности полоролевой идентификации младших школьников с нарушением интеллекта изучалась Е.С. Ковалевой (научный руководитель Н.Л. Егорова). Под руководством старшего преподавателя кафедры дефектологии А.Н. Овсянниковой студентами разрабатываются такие актуальные проблемы исследования как формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников с ОНР III; формирование социальных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта; формирование учебной мотивации у учащихся с нарушением интеллекта; формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся с нарушением интеллекта.

Традиционно лучшие научно-исследовательские работы ежегодно обсуждаются на студенческих научно-практических конференциях КГУ; материалы наиболее ценных исследований публикуются в университетском сборнике научных работ студентов.
Студенты логопеды и олигофренопедагоги активно участвуют в региональных и всероссийских научно-практических конференциях, достаточно широка география студенческих публикаций: Тамбов, Омск, Екатеринбург и др.

За участие в 2007 г. во Всероссийском конкурсе научно-исследовательской работы студентов были награждены дипломами выпускная квалификационная работа студентки Л.С. Падаруевой (в настоящее время ассистента кафедры дефектологии Л.С. Дмитриевских) «Формирование диалогической формы речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи», выполненная под руководством В.А. Дубовской. В 2011 г. на региональном конкурсе ВКР (ИСО УрГПУ) дипломная работа Е.Ю. Окуневой на тему «Формирование графо-моторных функций у детей младшего школьного возраста в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» (научный руководитель О.В. Логашева) заняла первое место). В 2011 – 2012 году студенты логопеды и олигофренопедагоги достойно представили наш ВУЗ во II и III Всероссийской студенческой олимпиаде по специальной педагогике (г. Челябинск), заняв призовые места и став лауреатами в различных номинациях. За последние пять лет опубликовано более 56 студенческих статей.

Студенты Д.Л. Болдырева, А.И. Гаврилова, А.Н. Максимова приняли участие в трех международных научно-практических конференциях: «Приоритетные научные направления в XXI веке» (г. Прага, 5.10.16 г.), «Новое слово в науке и образовании» (г. Минск, 3.10.2016 г.), «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Прага, 28.10.16 г.), получив два диплома третьей степени и один диплом второй степени, соответственно (науч. руководитель С.А. Мусихина).

Студенты-дефектологи приняли участие в межрегиональном конкурсе курсовых работ (проектов) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (УрГПУ). Пять студентов имеют сертификаты участника (науч. руководитель В.А. Дубовская). И.А. Подкорытова имеет диплом за 2 место в номинации «Олигофренопедагогика», тема исследования: «Изучение игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуальной деятельности» (науч. руководитель А.Н. Овсянникова).

В 2015 г. на Всероссийском конкурсе ВКР по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет) исследовательская работа Иванцова М.О. заняла 2 место в номинации «Олигофренопедагогика» (научный руководитель Н.Л. Егорова).

В 2015 г. А.А. Баженова, представляя результаты исследования на тему «Формирование диалогической речи подростков с ДЦП и системным недоразвитием языковых и речевых средств», заняла первое место на региональном конкурсе на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области в номинации «Студенты» в секции «Социально-экономические и общественные науки», подсекция «Педагогические и психологические науки» (научный руководитель В.А. Дубовская).

Публикации

  1. Дубовская В. А. Диалог среди дошкольников как педагогическая проблема (статья) // Проблемы активизации учебно-позновательной деятельности учащийся молодежи в современном педагогическом процессе : сборник научных статей. Магнитогорск : МГПИ, 1995. С. 13-16.
  2. Дубовская В. А. Речевая подготовка детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (статья)// Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях : сборник научных статей. Магнитогорск : МГПИ, 1996. С. 17-20.
  3. Дубовская В. А. Наглядный материал как средство коррекционно-логопедического воздействия на личность детей-логопатов (тезисы) //  Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе : материалы научно-практической конференции. Курган : Информационно-издательский центр Курганского ИПК, 1996. С. 17-18.
  4. Дубовская В. А. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками по формированию коммуникативной готовности к обучению (статья)// Проблемы подготовки здорового ребенка к школе : сборник научных статей. Курган : Экономика и реформы, 1998. С. 29-33.
  5. Дубовская В. А. Характеристика готовности педагогов ДОУ к формированию речевого общения у старших дошкольников (статья) // Актуальные проблемы преемственности образования. Челябинск : УралГАФК, 1999. Вып. I. С. 30-39.
  6. Дубовская В. А. Диагностика готовности родителей к осуществлению речевого развития дошкольников (статья) // Актуальные проблемы преемственности образования. Челябинск : УралГАФК, 1999. Вып. I. С. 41-45.
  7. Дубовская В. А. Наглядные пособия как средство речевой подготовки дошкольников (статья) // Инновационные проблемы в учреждениях российского образования : межвузовский сборник научных трудов. Магнитогорск : МаГУ, 1999. С. 50-52.
  8. Дубовская В. А. Педагогический диалог с детьми в дошкольном образовательном учреждении (статья) // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Челябинск : УралГАФК, 1999. Вып. 7. Ч. I. С. 54-57.
  9. Дубовская В. А. Некоторые аспекты проблемы формирования готовности дошкольников к речевому общению (статья) // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сб. научных трудов. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2002. С. 217-223.
  10. Дубовская В. А. Образовательный потенциал родительско-педагогического состава ДОУ в формировании рече-коммуникативных умений старших дошкольников (статья) // Социально-психологические проблемы в формировании личности в образовательном процессе : материалы межрегиональной научно-практической конференции : в 3 ч. Шадринск : Шадр. гос.пед. ин-т, 2002. С. 22-29.
  11. Дубовская В. А. Формирование речевого общения у детей с отклонениями развития (статья) // Вестник Курганского государственного университета. Спецвыпуск, посвященный 50-летию факультета психологии, валеологии и спорта. Курган : Изд-во Кург. гос. ун-та, 2008. С. 143-149.
  12. Дубовская В. А. Использование игровых форм обучения в процессе формирования речевого общения у дошкольников (статья) // Семья и родительство - XXI век : сборник научных трудов Всероссийской интеренет-конференции с международным участием. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. С.173-176.
  13. Дубовская В. А. Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: Изд-во ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2009. Ч. II. С. 107-110.
  14. Дубовская В. А. Формирование неречевых средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи (статья) // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения: Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. Новосибирск : ЦРНС – Изд-во «Сибпринт», 2009. С. 69-74.
  15. Дубовская В. А. Современные подходы к формированию рече-языковой деятельности у детей в логопедии (статья) // Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы : материалы всероссийской научно-практической конференции с международных участием 18-19 марта 2010 года. Тюмень, 2010. С. 438-440.
  16. Дубовская В. А. Некоторые аспекты проблемы логопедической помощи детей раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза (статья) // Комплексное сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями: проблемы и перспективы : материалы региональной научно-практической конференции 29-30 октября 2009 г. Барнаул, 2009. С. 160-164.
  17. Дубовская В. А. К вопросу о возможности формирования личности дошкольника с недоразвитием речи на логопедических занятиях (статья) // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах : материалы международной научно-практической конференции. Шадринск. С. 167-172.
  18. Дубовская В. А. Формирование коммуникативной деятельности дошкольников на логопедических занятиях (статья) // Актуальные проблемы логопедии: теория и практика : материалы всероссийской научно-практической конференции 17-18 мая 2010г. Пермь, 2010. С. 141-145.
  19. Дубовская В. А. Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования : всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Тюмень, 2011.
  20. Дубовская В. А. Специальное образование: пути развития за 20 лет независимости : международная научно-практическая конференция Алматы, 2012.
  21. Дубовская В. А. Разработка механизмов управления качеством формирования социально-личностных компетенций, детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе специального образования : межрегиональная научно-практическая конференция. Тюмень, 2013.
  22. Дубовская В. А. Региональная научно-практическая конференция по итогам социального проекта «Я и мой друг», организующего профильные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья в загородном оздоровительном лагере. Курган, 2014.
  23. Дубовская В. А. Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза : коллект. моногр. / Шадр. Гос. Пед. ун-т ; отв. За вып. Н. В. Скоробогатова, Ю. С. Пяшкур. Шадринск : ШГПУ, 2016. 322 с.
  24. Дубовская В. А. Коммуникативная подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе (статья) // Materialy XII Mezinarodni vedecko-prakticka conference. Efektivni nastroje modernich ved – 2016.
  25. Дубовская В. А. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (статья) // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы Одиннадцатой Всероссийской студенческой научной конференции 20 ноября 2015 года; М-во обр. и науки РФ, ФГБО ВПО «Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина»; [отв. ред. Н. А. Коваль]. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. 169 с.
  26. Дубовская В. А. Психолингвистические основы работы логопеда по формированию коммуникативной функции речи у дошкольников с нарушениями речи (статья) // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы Одиннадцатой Всероссийской студенческой научной конференции 20 ноября 2015 года; М-во обр. и науки РФ, ФГБО ВПО «Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина»; [отв. ред. Н. А. Коваль]. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. 169 с.
  27. Дубовская В. А. Особенности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня (статья) // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы Одиннадцатой Всероссийской студенческой научной конференции 20 ноября 2015 года; М-во обр. и науки РФ, ФГБО ВПО «Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина»; [отв. ред. Н. А. Коваль]. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 169 с.
  28. Дубовская В. А. Особенности состояния предпосылок процесса письма у старших школьников с дизартрией (статья) // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы Одиннадцатой Всероссийской студенческой научной конференции 20 ноября 2015 года; М-во обр. и науки РФ, ФГБО ВПО «Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина»; [отв. ред. Н.А. Коваль]. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. 169 с.
  29. Мусихина С .А. Взаимодействие специалистов в коррекционно-воспитательной работе по формированию речевой готовности детей с ОНР 3 уровня в условиях ДОУ (тезисы) // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения : сб. науч.тр. УралГАФК. 2003.
  30. Мусихина С. А. Особенности эмоциональных отношений дошкольников с ОНР в условиях семьи (тезисы) // Психология родительства и семейного воспитания : сб. науч. трудов II Международн. науч-практ. конференции. Курган, 2004. С.81-82.
  31. Мусихина С. А. Преемственность образовательного процесса специального дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. (тезисы) // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы VI Всероссийской научно-практ. конфер. 16-17 февраля 2005 года. Часть 2. Ин-т доп. проф-педагогичес. образования. Челябинск, 2005. С.245-247.
  32. Мусихина С. А. О значении систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей с отклонениями в развитии. (тезисы) // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров : материалы VI Всероссийской научно-практ. конфер. 16-17 февраля 2005 года. Часть 2. Ин-т доп. проф.-пед. образования. Челябинск, 2005. С.213-215.
  33. Мусихина С. А. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении. (тезисы) // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы Всероссийской научно-практ. конфер. Ч.6; Южно-Уральский гос. ун-т; Челяб. гос. пед. ун-т; Москва – Челябинск : Изд-во «Образование», 2005. С.251-254.
  34. Мусихина С. А. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания детей с ЗПР. (тезисы) // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы Всероссийской научно-практ. конфер. Ч.4; Южно-Уральский гос. ун-т; Челяб. гос. пед. ун-т; Москва – Челябинск : Изд-во «Образование», 2005. С.271-274.
  35. Мусихина С. А. Изучение сотрудничества родителей учащихся коррекционных классов и школы. (тезисы) // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии : материалы II Международной научно-практ. конф., посвященной памяти профессора А.Д. Сазонова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. С.119-120.
  36. Мусихина С. А. (соавтор Савинова Л.В.) Некоторые подходы к организации помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии и их родителям. (тезисы) // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии : материалы II Международной научно-практ. конф., посвященной памяти профессора А.Д. Сазонова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. С.129-130.
  37. Мусихина С. А. К вопросу подготовки воспитателя к коррекционно-образовательной работе с детьми с отклонениями в развитии (тезисы) // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы Всероссийской научно-практ. конф: Ч.5; Южно-Уральский гос. ун-т; Челяб. гос. пед. ун-т; Москва – Челябинск : Изд-во «Образование», 2005. С.220-222.
  38. Мусихина С. А. Структурно-функциональная модель реализации организационно-педагогических условий оказания помощи семье ребенка с ЗПР в процессе взаимодействия с ДОУ (статья) // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. Приложение №1. Екатеринбург, 2006. С.73-79.
  39. Мусихина С. А. Особенности взаимодействия современной семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения (статья) // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза – Ч.2 : материалы международ. научно-практич. конференции Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. С.193-201.
  40. Мусихина С. А. (соавтор Мищенко Т.В.) Формирование речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I-II уровня игровыми формами обучения (тезисы) // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов Курганского государственного университета. Вып. 8. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. С. 42.
  41. Мусихина С. А. (соавтор Храмцова Т.В.) Формирование графо-моторного компонента у учащихся первых классов со стертой формой дизартрии (тезисы)// Сборник тезисов докладов научной конференции студентов Курганского государственного университета. Вып. 8. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. С. 46.
  42. Мусихина С. А. Организационные аспекты деятельности и особенности педагогического взаимодействия дошкольного (коррекционного) образовательного учреждения с семьей ребенка с отклонениями в развитии (статья) // Вестник Курганского государственного университета. Спецвыпуск, посвященный 50-летию факультета психологии, валеологии и спорта. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. С.163-166.
  43. Мусихина С. А. (соавтор Шмакова С.С.) Особенности навыков чтения у учащихся вторых классов с общим недоразвитием третьего уровня (тезисы) // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов Курганского государственного университета. Вып. 9. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. С. 81-82.
  44. Мусихина С. А. Особенности родительских отношений к ребенку с отклонениями в развитии (статья) // Вестник патронатного воспитателя. 2008. №4. С.6-10.
  45. Мусихина С. А. Особенности воспитания гиперактивного ребенка в приемной семье (статья) // Вестник патронатного воспитателя. 2009. №5. С.6-10.
  46. Мусихина С. А. Психолого-педагогические аспекты воспитания гиперактивного ребенка в семье (статья) // СЕМЬЯ И РОДИТЕЛЬСТВО – ХХI ВЕК : сборник трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. Курган, 2009. 129-133.
  47. Мусихина С. А. Коррекционно-педагогические аспекты помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью (статья) // Замещающая семья. Курган. 2010. №1. С.13-17.
  48. Мусихина С. А. Региональная научно-практическая конференция «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: проблемы и пути решения». Курган, 2011.
  49. Мусихина С. А. Межрегиональные педагогические чтения «Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ». Курган, 2011.
  50. Мусихина С. А. Региональная научно-практическая конференция «Зауралье спортивное». Курган, 2012.
  51. Мусихина С. А. Региональная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение формирования родительской компетентности». Курган, 2013.
  52. Мусихина С. А. Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы физической культуры и спорта: перспектива, реальность и будущее», Курган, 2014.
  53. Мусихина С. А. Региональная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение формирования родительской компетентности замещающих родителей». Курган, 2014.
  54. Мусихина С. А. Международная научно-практическая онлайн конференция «Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации». Чебоксары, 2014.
  55. Мусихина С. А. II Международная научно-практическая конференция «Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики» 23 апреля 2015 года.
  56. Мусихина С. А. V Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития науки и образования». Чебоксары, 2015.
  57. Мусихина С. А. Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогики и психологии: теория и практика». Чебоксары, 2015.
  58. Мусихина С. А. V Международная научно-практическая конференция «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». Чебоксары, 2015.
  59. Мусихина С. А. II Международная научно-практическая конференция «Педагогический опыт: теория, методика, практика». Чебоксары, 2015.
  60. Мусихина С. А. XLII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: инновации в современном мире». Москва, 2015.
  61. Мусихина С. А. LVI-LVII Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии».  Новосибирск, 2015.
  62. Дмитриевских Л. С. (соавторы: М.В. Ершова, М.В. Новокозлова) Использование средств логопедической ритмики в коррекционном развитии речи и неречевых процессов у лиц с тяжелыми нарушениями речи (статья) // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов курганского государственного университета. Курган : Изд-во курганского гос. ун-та, 2005. Вып. 6. 76 с.
  63. Дмитриевских Л. С. Реализация основных и специальных принципов педагогического воздействия в процессе формирования диалогической формы речи у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня (статья) // Вестник Курганского государственного университета. Спецвыпуск, посвященный 50-летию факультета психологии, валеологии и спорта. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 198 с.
  64. Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР (статья) // Логопед. 2010. № 2. С. 14-18.
  65. Егорова Н. Л., Вехова Т. А. Формирование полоролевой идентификации у учащихся начальной школы с нарушением интеллекта (статья) // Комплексное сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями: проблемы и перспективы : материалы региональной научно-практической конференции. 29-30 октября 2009 г. Барнаул, 2009. С. 248-251.
  66. Егорова Н. Л., Вехова Т. А. Использование дидактических игр при развитии зрительной памяти у младших школьников с нарушением интеллектуального развития (статья) // Социально-экономические системы: современное видение и подходы : материалы Пятой международной научно-практической конференции. Омск. С.156-158.
  67. Егорова Н. Л. Региональная научно-практическая конференция. Барнаул : Гос. пед. академия, 2010.
  68. Егорова Н. Л. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 1-2 марта 2011 года. г.Тюмень.
  69. Егорова Н. Л. III Всероссийская научно-практическая конференция, 11-12 октября 2012 года. Шадринск.
  70. Егорова Н. Л. Зауралье спортивное : региональная научно-практическая конференция. Курган, 2012, 2013.
  71. Егорова Н. Л. Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность, будущее : международная научно-практическая конференция. Курган. 2014.
  72. Егорова Н. Л. Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики : II Международная научно-практическая конференция. 23 апреля 2015 года.
  73. Егорова Н. Л. Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах : IX научно-практическая конференция с международным участием. 28 ноября 2014 г. Шадринск.
  74. Егорова Н. Л. Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход : всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием. Курган, 2014.
  75. Яговкина Л. С. Организация профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений : региональная научно-практическая конференция. Курган, 2013.
  76. Яговкина Л. С. Организационно-педагогические основы социализации учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для детей с нарушением интеллекта : межрегиональная научно-практическая дистанционная конференция (26-30 ноября 2013 года). Кострома.
  77. Яговкина Л. С. Психологическое сопровождение формирования родительской компетентности : региональная научно-практическая конференция (17 октября 2013 года). Курган.
  78. Яговкина Л. С. Подготовка родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья : монография. ГАОУ ДПО ИРОСТ Курганской области. Курган, 2012. 138 с.
  79. Яговкина Л. С. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС / Должикова Р.А., Дружинин В.И., Вострякова О. В., Ионина Н.Г., Гоголева Г.С., Лапханова Н.С. Воробьева Т.П., Шаврина О.Г., Булатова Т.Е., Дементьева Л.А., Ушакова Н.Н., Яговкина Л.С. ; под. ред. Н. А. Криволаповой / ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2013.
  80. Яговкина Л. С. Современные технологии развития социальной сферы : монография / Б.А.Куган, Н.,А. Криволапова, Н.Н. Ушакова, Т.П. Воробьева, Н.Г. Ионина, Р.А. Должикова, И.Н. Рогова, Л.С. Яговкина, Т.И. Москвина, С.В. Путилин, Г.С. Гоголева, Т.Е. Булатова, В.И. Дружинин ; под ред. Н. А. Криволаповой. ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2014. 128 с.
  81. Киселева М. М. VII Сибирский физиологический съезд физиологов. Красноярск, 2012.
  82. Киселева М. М. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Тюмень, 2012.
  83. Киселева М. М. ХХIІ Съезд физиологического общества имени И.П. Павлова. Волгоград, 2013.
  84. Киселева М. М. XI Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, 2015.

Учебно-методические пособия:

  1. Дубовская В. А., Гоголева Г. С., Егорова Н. Л., Вехова Т. А. Дефектологический тезаурус : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007.
  2.  Дмитриевских Л. С. Обучение дошкольников речевому общению. М., 2011.
  3. Егорова Н. Л. Обучение школьников с нарушением интеллекта основам географии : учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.