Приемная ректора:

8 (3522) 65-49-99

c 8:00 до 17:00

Кафедра педагогики

Адрес: корпус 2, ул. Томина д. 40, ауд. 403

Тел.: 8 (3522) 65-49-67   e-mail: kgu_ped@mail.ru 

Направления подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленности: «Социальная педагогика», «Психология и педагогика дополнительного образования», «Психология и педагогика дошкольного образования»

История

Кафедра педагогики и психологии была создана в 1952 г. Она осуществляла преподавание всего цикла психолого-педагогических дисциплин, вела большую работу по совершенствованию педагогической практики студентов. Кафедра одной из первых в России начала проводить спецсеминар и спецкурс по классному руководству. Члены кафедры были организаторами и руководителями Курганского отделения педагогического общества РСФСР. В ее составе было 5 человек: кандидаты педагогических наук Г.Л. Миркина и А.В. Степанов, старшие преподаватели Г.Г. Горбачева и Г.Н. Терехова, ассистент Н.Г. Денисова.

С 1952 по 1960 гг. возглавляла кафедру ст. преподаватель Г.Г. Горбачева, в 1960-1965 гг. – канд. пед. наук, доцент Г.Л. Миркина, в 1965-1975 гг. – д-р пед. наук, профессор Н.Н. Кузьмин, в 1975-1980 гг. – канд. пед. наук, доцент Н.В. Таранников, в 1980-1991 гг. – канд. пед. наук, доцент А.Т. Фонотова, в 1991-1995 гг. – д-р пед. наук, профессор А.Т. Маленко, в 1995-2000 гг. – канд. пед. наук, доцент Г.А. Захаров, с 2001 г. по настоящее время – д-р пед. наук, профессор В.Л. Савиных.

Сотрудники

САВИНЫХ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ

Должность: заведующий кафедрой

Ученая степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

Почетное  звание: Почетный работник общего образования РФ 

Член-корреспондент Международной академии фундаментального образования

Преподаваемые дисциплины:самоопределение и профессиональная ориентация

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель физического воспитания средней школы

Общий стаж работы: 50 лет 

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет 

МИХАЩЕНКО АНАТОЛИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

Должность: профессор

Ученая степень: доктор педагогических наук, Ученое звание: доцент 

Почетное  звание: Заслуженный работник высшей школы РФ, награжден медалью К.Д. Ушинского

Преподаваемые дисциплины: история и педагогика образования

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель истории и обществоведения

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 59 лет

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

ЛЕГЕНЧУК ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Почетное  звание: Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Преподаваемые дисциплины: социальная педагогика, методика и технологии работы социального педагога, управление системы социальной защиты детства, технология проектирования профессиональной деятельности детей и подростков

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 41 год 

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

ЕМАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание:

Почетное  звание: Заслуженный учитель России, отличник просвещения.

Преподаваемые дисциплины: дошкольная педагогика и педагогика раннего детского возраста,  история и  педагогика дополнительного образования, менеджмент в ДОУ, инновационно-методическая деятельность в ДОУ, менеджмент в ДОУ, методика воспитательной работы

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель английского и французских языков

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка: «Противодействие коррупции»,72 часа, ФГБОУ КГУ, г. Курган

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 43 года

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 10 лет 

АБРОСИМОВА ЗИНАИДА ФИЛИППОВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины: семейная педагогика, реабилитационная педагогика, гуманитарная система воспитания, техника первичных бесед специалиста с трудными подростками и их семьями

Почетное  звание: Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы  

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 40 лет

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

БАБОШИНА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины: социальная политика, педагогическая антропология, история социальной педагогики, поликультурное образование, технология проектирования профессиональной деятельности детей и подростков, теория и методика познавательно-речевого развития дошкольников, теория и методика эстетического развития дошкольников

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы 

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка: «Современные педагогические технологии», 72 часа,   Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева

Общий стаж работы: 22 года

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

ЕКИМОВА ТАТЬЯНА ИГНАТЬЕВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины:  общая педагогика, тренинг педагогического общения, основы коррекционной педагогики и коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка

«Организация и содержание деятельности вожатого летнего оздоровительного лагеря», 24 часа,  ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»

«Педагогические технологии. Теория и методика воспитания», 120 часов, ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. Санкт-Петербург

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 38 лет

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

ВЕСНА МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель истории, обществоведения и английского языка

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Преподаваемые дисциплины: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Общий стаж работы: 31 год

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет 

ЗАХАРОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины: педагогика, коррекционная педагогика 

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель химии и биологии

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 21 годт

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

РЫЛЕЕВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: -

Преподаваемые дисциплины:  общая педагогика, теория обучения и воспитания, подготовка детей к школе, социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми и подростками, психолого-педагогическая диагностика (с практикумом), теория и методика физического развития дошкольников, педагогические теории и концепции

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы по специальности «Филология»; Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология»

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Разработка основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов, 72 часа,

ФГБОУДПО «Институт развития дополнительного  профессионального образования г.  Москва

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

 Общий стаж работы: 19 лет 

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 10 лет

ЛЕГЕНЧУК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Почетное звание:  профессор Российской Академии естествознания, Заслуженный работник науки и образования, награжден медалью Вернадского, медаль за новаторскую работу в области высшего образования

Преподаваемые дисциплины: основы социальной работы, нормативно-правовые основы деятельности социального педагога, образовательные программы начальной школы, молодежная политика, образовательные программы для детей дошкольного возраста, помощь в кризисных ситуациях, ювенальное право в социальной-педагогической деятельности, гендерология, социально-педагогическая работа в ДОУ, социально-педагогическая поддержка детей, подвергшихся насилию

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель истории и права (по специальности «История»)

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Управление качеством  образованием», 72 часа,  учебный центр ИЦ ПКПС МГИСИС г. Москва

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 19 лет

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 16 лет

ХУДЯКОВА ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: -

Преподаваемые дисциплины: история дошкольной педагогики, основы педагогического мастерства, детская литература и литературное образование дошкольников, теория и методика социально-личностного развития дошкольников, практикум по выразительному чтению

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): учитель русского языка и литературы по специальности «Филология»

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

«Современные информационные технологии в системе дистанционного обучения», 72 часа, ГОУ ВПО КГУ, г.  Курган

«Разработка основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов», 72 часа,

ФГБОУДПО «Институт развития дополнительного  профессионального образования» г. Москва

Общий стаж работы: 20 лет

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам: 5 лет 

СОКОЛЬСКАЯ МАРГАРИТА АФАНАСЬЕВНА

Должность: ст. преподаватель

Ученая степень:  -

Ученое звание:  -

Преподаваемые дисциплины: семейная педагогика и психология, методика и технология детской одаренности

Направление подготовки и (или) специальность (квалификация): Возрастная психология и профориентация

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа, ФГБОУ ВО КГУ, г. Курган

Общий стаж работы: 41 год

Стаж работы по преподаваемым дисциплинам:  8 лет

ЯКУШЕВА ЛИДИЯ БОРИСОВНА

Должность: заведующий кабинетом 

Научная работа

Основные направления научных исследований преподавателей кафедры:
1. Теоретико-методологические основы научной дисциплины «Профориентология» (В.Л. Савиных).

2. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719-1917 годах. Гомохронный подход в изучении истории образования (А.Л. Михащенко).
3. Обучение в целостном педагогическом процессе (М.К. Лисицын).
4. Педагогическая синергетика. Антропосинергетизм в образовании (М.А. Весна).
5. «Человек культуры» как смысл современного образования. Культурологический подход в образовании. (Е.Б. Бабошина).
Данные научные направления носят фундаментальный характер и вносят вклад в развитие академической науки университета.

Все преподаватели кафедры занимаются научно-исследовательской работой в рамках научного направления «Совершенствование процессов обучения, воспитания и профессионального самоопределения личности в системе общего и профессионального образования» НИР университета (руководитель – д-р пед. наук, профессор В.Л. Савиных), участвуя в разработке темы №225 «Научно-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения личности на всех этапах онтогенеза» (руководитель – В.Л. Савиных) и №226 «Научно-методическое обеспечение социализации личности в условиях взаимодействия учреждений образования и семьи» (руководитель – д-р пед. наук, профессор А.Л. Михащенко).
На кафедре обучаются аспиранты и соискатели из различных образовательных учреждений Курганской области (КГУ, КГСХА им. Т.С. Мальцева, КПИ ФСБ России, ИПКиПРО, колледжей, учреждений НПО, учреждений дошкольного, общего, дополнительного, специального (коррекционного) образования).

За 16 лет преподавателями кафедры осуществлено руководство и защищено 38 кандидатских диссертаций, защищено 2 и подготовлено к защите 2 докторских диссертации, в том числе под руководством д-ра пед. наук, профессора Савиных В.Л. 34 кандидата наук и 2 доктора педагогических наук.

Кафедра активно взаимодействует с учреждениями образования г. Кургана и области. При кафедре создан научно-образовательный внедренческий комплекс, в который вошли образовательные учреждения г. Кургана и Курганской области. Целью создания комплекса является внедрение подготовленных преподавателями кафедры, аспирантами и соискателями теоретических, научно-методических разработок в образовательную практику.
Выпуск специалистов для системы образования области осуществляет предметная секция по социальной педагогике, которая была создана в составе кафедры педагогики в 2004 году.

На кафедре осуществляется компетентное научное руководство научно-исследовательской деятельностью студентов. Студенты ежегодно участвуют в университетской научно-практической конференции, лучшие доклады по результатам исследований публикуются в университетском сборнике. Студенты, подготовленные преподавателями кафедры, участвуют и во всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. Ряд работ студентов отмечен дипломами всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских работ.

В 2016 году кафедре присвоен статус «Золотая кафедра России».

Публикации

  1. Савиных В. Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: монография.– Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. – 332 с.
  2. Весна М. А. Педагогическая синергетика: монография.– Курган: Изд-во КГУ, 2001. – 405 с.
  3. Весна М. А. Педагогика высшей школы: учебное пособие.– Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 99 с.
  4. Весна М. А. Самоорганизация студенческих сообществ с различной целевой направленностью: монография.– Курган: Изд-во КГУ, 2004.
  5. Весна М. А. Педагогическая синергетика: парадигма, методология, теория, исследовательская программа: монография.– Курган: Изд-во КГУ, 2010.
  6. Бабошина Е. Б. Человек культуры как смысл современного образования: монография.– Курган: Изд-во КГУ, 2011.
  7. Бабошина Е.Б. Этические основания мировоззрения современного человека культуры// Гуманитарий Юга России (Ростов-на-Дону). Раздел «Философия, общество, культура». – 2016. – №2 (том 18). – С.115-124.
  8. Бабошина Е.Б. К философии культуросообразного становления личности в педагогическом образовании// Известия Российской Академии Образования: научный журнал (Москва). Раздел «Философия образования». – 2016. – №3 (39). – С.37-47.
  9. Бабошина Е.Б. Субъектность как пре-образ человека в культуре (о со-образности принципа культуросообразности в образовании) // Вестник ЧелГУ. Серия «Философские науки». – 2016. – №10 (392). Вып. 42. – С. 59-64.
  10. Бабошина Е.Б. К философии адаптации как форме культурной идентификации личности // Философия образования (СО РАН). – – № 70 (вып.1). –  С.  60-69.
  11. Бабошина Е.Б. Гуманизация образовательной среды в культуросообразной школе: Новые ценности образования: Научно-метод. Сб. Вып. 11. – Москва: «Народное образование», 2002. – С. 84 – 95.
  12. Бабошина Е.Б. Этический компонент культурологического подхода в современном образовании// Образовательные подходы и технологии в высшей школе (на примере гуманитарных специальностей): Монография. – Курган: Изд-во КГУ, 2005. – С. 4-92, 244-250 (И.Я. Хазанов, С.А. Черницына). (5,8 п.л.) (3-е место в международном конкурсе РКА (Российская Коммуникативная Ассоциация) в номинации «Лучшая учебная книга 2009 г.» (авторы – дипломанты)).
  13. Бабошина Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2014. – 216 с.
  14. Бабошина Е.Б. Событийность как условие образования взрослых // Образование взрослых в современной России / сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред. А.А. Симоновой, С.Л. Фоменко; общ. ред. Н.И. Чуракова; в 2 ч. Ч. 1. – Екатеринбург: Урал. гос. пед ун-т, 2014. – С. 6-13.
  15. Михащенко А. Л. Семейная педагогика: Антология педагогической мысли: учебное пособие. – Курган: Изд-во КГУ, 2011. – 304 с.
  16. Михащенко А. Л. Гамология: генезис брака и супружества: хрестоматия. – Курган: Изд-во КГУ, 2010. – 168
  17. Михащенко А.Л. История школьного учебника: учебное пособие. - Курган: Изд-во КГУ, 2016. – 208 с.
  18. Михащенко А. Л. Православие в истории российского образования: учебное пособие. – Курган: Изд-во КГУ, 2012.
  19. Легенчук Д. В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография.– Курган, 2011. – 164
  20. Легенчук Д.В. Философские основания развития системы образования в контексте преемственности (научная статья) Дискуссия: Журнал научных публикаций. – Екатеринбург, 2012. – №3 (21). – С.132-134. (в списке рецензируемых журналов).
  21. Легенчук Д.В. Информационный подход в методологическом основании процесса преемственности многоуровневого непрерывного образования  (научная статья) Мир науки, культуры, образования. - 2012.  - №1 (32). - С.81-82.(в списке рецензируемых журналов).
  22. Легенчук Д.В. Содержание, сущность и некоторые особенности целей функций современной системы образования в контексте  преемственности (научная статья) Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 8. - С.28 - 30. (в списке рецензируемых журналов).
  23. Легенчук Д.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения студентов в системе многоуровневого непрерывного образовании (научная статья Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012.  - №2 (33). – С
  24. Легенчук Д.В. Особенности образования в контексте преемственности (научная статья) Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – Тамбов, 2012. – № 1 (37). - С.115-118. (в списке рецензируемых журналов.
  25. Савиных В.Л. Генезис взаимодействия человека и профессии // Сборник научных трудов ученых кафедры педагогики Курганского государственного университета.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011, 7с.
  26. Савиных В.Л. Теоретико-методологическое обеспечение научной дисциплины «Профориентология» [Текст] /В.Л. Савиных // Вестник Томского государственного педагогического университета. (Tomsk State Pedagogical.81-82. (в списке рецензируемых журналов).University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 25-31
  27. Савиных В.Л. Гражданское самоопределение сельских школьников: монография. Курган, 2013. - 170 с.
  28. Савиных В.Л. Сущностные характеристики профессиональной мобильности студентов вуза //Социально-профессиональная мобильность в ХХI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г./под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 352 с.
  29. Савиных В.Л. Теоретические обоснования принципа природосообразности в современном профессиональном образовании [Текст] /В.Л. Савиных, Легенчук Д.В., Легенчук Е.А. // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. – 2016. – С.33-38. (ИФ 0,037),\
  30. Рылеева А.С. Кризисные состояния у детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. - Курган: Изд-во КГУ, 2016. - 134 с.
  31. Рылеева А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие. - Курган: Изд-во КГУ, 2016. – 226 с.
  32. Рылеева А.С. Формирование готовности личности к жизненному самоопределению: монография.- Курган: Изд-во КГУ, 2017.- 96 с.