Комедия или драма? Известный киновед и преподаватель КГУ прокомментировал зрительские предпочтения

2017-06-23 12:51:21

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне провел опрос среди россиян старше 18 лет. Предметом опроса стали предпочтения зрителей. 82% россиян заявили, что их любимым жанром в кино является комедия.

78% респондентов отметили, что предпочитают смотреть исторические фильмы, 71% — приключенческие фильмы о путешествиях и авантюристах. Фильмы о любви нравятся 55% опрошенных. 12% ходят в кинотеатр несколько раз в месяц, 24% посещают «храмы» кино несколько раз в год, а 37% сказали, что не посещают кинотеатр вовсе. Данные ВЦИОМ прокомментировал старший преподаватель и библиограф кабинета искусств Библиотеки КГУ Валерий Алексеев.

«Данные ВЦИОМовского опроса не открыли Америку, образно говоря. Зрительские симпатии к историко-приключенческому жанру стойки ещё с советских времён. Правда, в 1970-1980-е годы чемпионами проката помимо фантастико- и историко-приключенческих лент, таких как "Вожди Атлантиды", трилогия "Фантомаса", "Тегеран-43", становились и авантюрно-музыкальные мелодрамы, большую часть которых на советские экраны поставляла индийская фабрика грёз "Болливуд". Одни только названия этих лент вызывали зрительский ажиотаж: "Месть и закон", "В плену дворцовых интриг", "Вечная сказка любви", "Танцор диско"... Сейчас кинопродукция из Мумбая (в советские времена известного как Бомбей) не представлена на российских экранах. И это понятно, так как почти вся сеть кинопроката в нашем отечестве с начала 2000-х перешла под контроль голливудских студий-мейджоров.

Ну, а уж комедийные ленты безусловные фавориты у зрителей разных стран и народов. Можно вспомнить, что до тотального крушения кинотеатральной системы в середине девяностых особой популярностью у советского зрителя, в том числе и курганцев, пользовались французские, итальянские, британские, американские, польские и венгерские комедии. Лучшие из них возвращались на экран каждые пять-семь лет. И новые поколения детей и подростков с восторгом смотрели такие хитовые ленты, как "Четверо против кардинала", "Питкин в тылу врага", "Большие гонки", "Большая прогулка", "Банзай", "Ва-банк" и "Операция "Святой Януарий". Теперь же "made in" почти исключительно представляет продукцию Голливуда.

Характерно, что данный опрос не фиксировал степень зрительского интереса к лентам российского производства. И это не случайно, так как лишь единицы из них имеют возможности рекламной возгонки внимания и кассовой рентабельности. Зритель, "натренированный" почти исключительно на образцах американской киноиндустрии, ждёт соответствующей картинки и сюжетных клише и от лент отечественных, почти лишённых своего выражения лица.

На недавнем заседании экспертного клуба КГУ, подводившего итоги Года кино в РФ, звучали предложения возродить систему работы со зрителем через киноклубный формат. Ведь чтобы сейчас появился запрос на умное кино, осмысляющее и трагические вопросы истории и душевные драмы, что снимали такие гении отечественного экрана, как Эйзенштейн, Тарковский, Герман, Шукшин, зритель должен уметь воспринимать такое, требующее душевного переживания и декодирования, большое кино. Среди конкретных рекомендаций Экспертного клуба было пожелание менеджерам муниципального кинопроката воспользоваться уникальным, свободным от пут пакетной зависимости, положением кинотеатра "Россия" и рассмотреть возможность кинообразовательных сеансов, где могли бы показываться ленты из "золотого фонда" отечественного кинематографа, с лекционным сопровождением и обсуждением просмотренных лент. Одиннадцатилетний опыт работы клуба-лектория "КИНОлоция" на историческом факультете КГУ (общим объёмом в 750 показов) позволяет мне смело предполагать, что подобные просветительские сеансы в "России" будут востребованы и сыграют важную роль в формировании вдумчивой зрительской аудитории. Кстати, такие показы могли бы вернуть на экраны и великолепные ленты для детей, такие как сказки Александра Артуровича Роу ("Марья-искусница", "Королевство кривых зеркал", "Морозко"...), космическо-приключенческие фильмы Ричарда Викторова ("Москва-Кассиопея", "Отроки во вселенной"), киношлягеры Леонида Нечаева ("Буратино, "Про красную шапочку", "Проданный смех" и др.).

Возможно, что и зрительские предпочтения курганцев (а в мечтах и россиян) после появления такой киноальтернативы будут учтены и уточнены и по параметру отношения к отечественной кинематографии».