Изменят ли валидаторы судьбу общественного транспорта и зачем перевозить воздух? Специалисты КГУ приняли участие в работе «круглого стола»

2017-06-01 15:55:19

31 января этого года Министерство транспорта РФ приняло новый социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров. Какие изменения в наземном городском транспорте ожидают жителей и перевозчиков областного центра в ближайшее время, а также зачем нужны валидаторы, обсудили на «круглом столе».  

Мероприятие, организованное информационным агентством Федерал-Пресс и городской газетой «Курган и курганцы», открылось вступительным словом представителей науки. Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт и автосервис» КГУ Валерий Васильев отметил, что наши транспортные проблемы аналогичны подобным городам, с таким же количеством населения и уровнем дохода. «На чем ездить, где ездить, на что ездить? Это три главных вопроса, к которым уже прилагаются все остальные проблемы. Транспортная система города складывалась еще в советское время, совсем в иных экономических и социальных условиях. Сейчас в городе много «мертвых зон». То есть можно употребить термин «транспортная дискриминация» по отношению ко многим важнейшим, в первую очередь, социальным объектам. Например, кардиологический диспансер на улице Климова и т.п. А ведь сюда приезжают больные со всей области», - считает ученый. Также он отметил, что «пазики», на которых в основном осуществляется перевозка населения сегодня, вообще не являются городским транспортом. «Это пригородный вид транспорта. В нем стоя вообще нельзя ездить», - добавил Валерий Васильев.

Представители науки среди проблем также отметили отсутствие плана. Последнее исследование пассажиропотоков проводилось в 2014 году, когда еще работала троллейбусная сеть. На сегодняшний день картина в корне изменилась.

Позицию городских властей озвучил Андрей Жижин, первый заместитель руководителя Администрации областного центра. Он отметил, что это одна из важнейших сфер жизни города. «Перестроиться одномоментно на новые рельсы необходимо, но сложно. Нужно четко планировать и четко понимать, чего мы хотим завтра. В свое время ПАЗы сменили «Газели», в которых вообще невозможно было ездить. И это уже был прогресс. Сегодня перед нами стоит новая задача - переход к более комфортным машинам, так называемым городского типа среднего класса», - отметил чиновник.

Первый заместитель выделил три проблемы, которые являются основными сегодня. Первая - это безопасность. Здесь есть две стороны: с одной  -обновление автопарка, с другой - нехватка квалифицированных кадров. Второй проблемой он назвал комфортность перевозки для всех категорий населения и доступность, то есть равномерное закрытие города автобусными маршрутами. Третьей проблемой он выделил стабильность и соблюдение интервалов, при этом отметив, что в последнее время в этом вопросе удалось достичь заметных улучшений.

Более детально его выступление дополнил врио руководителя МКУ «Транспортное управление» Сергей Ментюгов. Он отметил, что раньше «скелетная схема» троллейбусного движения охватывала весь город. Если сейчас их место займет низкопольный транспорт, это снимет многие проблемы. Среди проблем он отметил, что «пазики» хорошо отрабатывают и закрывают утреннее и вечернее пиковое время, а в течение дня им приходится зачастую «перевозить воздух». И эти затраты перекладываются на плечи пассажиров, что отражается на стоимости проезда.

Свое слово сказали и самим перевозчики. Наталья Кутепова выделила три базовых вопроса, которые должны решаться в первую очередь. На первое место она поставила проведение качественного анализа пассажиропотока. Она отметила, что большинство исследований проводятся формально, не в час-пик, не на всех маршрутах, а потом на базе этого «несуществующего» анализа будет строиться модель. По ее мнению, установка валидаторов поможет решить проблему. Напомним, валидатор - это электронное устройство проверки подлинности проездных билетов или электронных карт для оплаты поездки в транспорте. Городские власти намерены оснастить этими устройствами наземный транспорт к 1 января 2018 года. Кроме оплаты проезда валидатор сможет более точно зафиксировать пассажиропоток. Частный предприниматель также сделала акцент на качестве дорог, отметив, что не по каждой дороге можно проехать на автобусе городского типа. А ПАЗ в этом случае приходит на выручку. Третьей задачей она назвала необходимость некоего объединения в организацию, хотя бы инспекционного типа, для выезда на проблемные участки. Ее поддержали и другие представители бизнеса, отметив несовершенство федерального законодательства, когда требования одного закона могут совсем противоречить требованиям другого. В этих условиях перевозчику приходится постоянно перестраиваться. «О какой социальной значимости и ответственности мы говорим? Никто не думает о перевозчиках. Транспортное сообщество никто не слушает. Начните с нами работать. Первое, с чего нужно начать, - это менять федеральное законодательство», - сетуют курганские перевозчики.

Резюмировал итог работы «круглого стола» эксперт Евгений Городничев. Он отметил необходимость создания добровольных объединений перевозчиков в некие агломераты. Только тогда к ним будут прислушиваться, а конкретные проблемы можно будет вынести на региональный, а затем и на федеральный уровень. Также он отметил, что модельный ряд автобусов должен варьироваться, нельзя всех «под одну гребенку». Например, в центре пустить низкопольные комфортные автобусы, а на дачных или окраинных маршрутах ПАЗы.

Городская администрация 2 июня готова представить на публичные слушания разработку новой транспортной сети с учетом изменения пассажиропотока. Какие споры и дискуссии среди общественности это вызовет, будет понятно уже завтра. А участники «круглого стола» договорились о новой встрече и продолжении обсуждения во втором полугодии.