Быть или не быть обрушающейся лепнине? В КГУ обсудили вопрос советского наследия

2017-05-29 12:31:34

Сохранить или сносить? Искусство или наследие тоталитарного режима? Такие полярные вопросы звучат уже больше четверти века на всем территориальном пространстве бывшего Советского Союза. И хоть такого государства больше не существует, его идеология и ментальный след запечатлены в архитектуре и монументальной скульптуре.

Областной центр Зауралья начал активно застраиваться и приобретать современный вид в послевоенные годы. Именно поэтому центральная часть города носит ярко выраженные черты так называемого «сталинского ампира». Это касается как административных и общественных зданий, так и обычных жилых домов. На сегодняшний день этот фонд недвижимости достаточно сильно обветшал и начинает приходить в упадок. Общественный совет при Правительстве Курганской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ обсудил эту тему на «круглом столе», который состоялся накануне в КГУ.

Дискуссия о сносе или сохранении время от времени разгорается с новой силой. За 25 лет главной площадкой для этих споров стала интернет-среда. Сегодня больше всего «достается» мемориальным комплексам В.И. Ленину и Л.Б. Красину. От переноса до полного сноса, именно так предлагается изменить облик города, который некоторые «уважаемые» блогеры даже называют «урбанистической дырой». При этом взамен этих объектов предлагаются лишь популистские варианты размещения определенных типовых объектов, не имеющих ничего общего с градостроительными планами и архитектурными решениями.

«Нашему городу очень повезло, что у нас есть такая центральная площадь. Ее основная часть застроена до 1954 года, то есть до смерти Сталина. И это тоже большой плюс. Потому что Хрущев с приходом к власти практически сразу объявляет вопрос «об излишествах в архитектуре», что отразилось на архитектуре более позднего строительства. Так, например, это отразилось на здании областного Правительства. По замыслу ленинградских архитекторов, которые работали над проектом площади, в центре сооружения планировалась большая арка, через которую проходила бы улица Комсомольская. Сама улица должна была закончиться выходом на набережную Тобола. Этим планам по указанным причинам не суждено было сбыться. Но и то, что удалось сделать, вызывает чувство гордости и обязательно должно быть сохранено», - считает архитектор Галина Статных.    

Преподаватель КГУ Ольга Темникова подошла к вопросу с философской точки зрения. Она отметила, что архитектурой можно считать только то сооружение, которое соответствует трем параметрам: прочность, утилитарное значение, гармоничность. И в этом отношении застройка центральной площади практически идеальна. «Архитектура - это ценность, опредмеченный дух эпохи, дух народа. А наша площадь - это жемчужина сталинского ампира. В послевоенные годы, несмотря на нищету, голод, нехватку жилья, она должна была нести надежду на лучшее. Архитектура - это говорящее искусство». При этом она отметила «ленинградскую интеллигентность» нашей застройки в отличие от московского гигантизма.

Декан исторического факультета КГУ Денис Маслюженко раскрыл еще одну сторону советского наследия. Он рассказал о памятниках, как внесенных в реестр культурных объектов, так и о не попавших в него, но заслуживающих не меньшего внимания. В качестве примера отношения к ним он привел Уфу, где в 90-е были снесены практически все советские памятники с целью воздвигнуть на этих пьедесталах стоявшие ранее статуи имперского периода. До сих пор эти пьедесталы и стоят, уже совсем никому не нужные. «С исторической точки зрения наш подход более правильный. Если мы пойдем по пути Уфы, то утратим советское прошлое, но ничего взамен не предложим. Возьмем мемориал Красина, о котором много лет возникают споры. Снеся его, мы рискуем потерять память об известном курганце, оставившем большой след в истории. Согласитесь, у нас не так уж много таких. Мы создадим исторический вакуум, выкинув этот памятник. А кроме исторической составляющей, этот мемориал архитектурно уникально завершает пересечение улиц Красина и Куйбышева», - считает ученый. Также он отметил культурное наследие скульптора Козырева, которое необходимо сохранить. Среди его работ также знаменитые «Читающие девушки» у здания театра «Гулливер», а также памятник Карбышеву в микрорайоне Рябково.

Специалисты Управления охраны объектов культурного наследия отметили: несмотря на то, что основная часть таких памятников советского наследия находится в центре, существует множество незаслуженно обойденных вниманием зданий, среди которых все постройки по улице Ленина от Гоголя до Куйбышева, привокзальная площадь и дома рядом по улице Красина, застройка улицы Кремлева, перекресток улиц К. Мяготина и Пролетарской. И для многих курганцев это не просто интересные архитектурные решения. Для многих это молодость, юность, новые надежды и переживания. Это их память.

Начальник отдела учета и охраны объектов культурного наследия Дмитрий Бровко рассказал о законе, по которому статус объекта культурного наследия можно получить лишь по прошествии 40 лет. В связи с этим он выдвинул предложение не ждать столько времени. По его словам, необходимо работать с населением, активно вовлекать их в этот процесс, рассказывать об уникальных памятниках, зданиях, скверах и т.д.

Председатель совета Татьяна Даниленко резюмировала: «Нам главное не опоздать и сохранить эту интересную страницу нашей истории».

Напомним, накануне у дома по улице Ленина, 21 обрушился 5-метровый фрагмент лепнины на карнизе. Такие архитектурные решения в областном центре имеют совсем немного домов. Но на сегодняшний день специалисты обсуждают вопрос полного демонтажа лепнины, из-за возможности ее полного обрушения. Снос может заменить лишь полноценная реконструкция, средств на которую нет ни у муниципалитета, ни у жильцов дома, ни у общественности.