Приемная ректора:

8 (3522) 65-49-99

c 8:00 до 17:00

Кафедра общей и социальной психологии

Телефон:  8 3522 (46-47-99)

Факс: 8 3522 (46-38-29)

Почтовый адрес: 640000, г. Курган, ул. Советская, 63, к. 130, 135 

Электронная почта:  kafedraosp2010@yandex.ru

Нарпавления подготовки

С 1998 года и по настоящее время кафедра ведет подготовку аспирантов и соискателей:

  • 19.00.07 «Педагогическая психология» (очная и  заочная формы обучения)

С 2011 года и по настоящее время кафедра обеспечивает следующие направления по подготовки бакалавров:

  • 37.03.01 «Психология», направленность «Психология образования» (очная, очно-заочная, заочная, заочная сокращенная формы обучения)

С 2013 года кафедра обеспечивает следующие направления по подготовки магистров:

  • 37.04.01 «Психология, направленность «Педагогическая психология» (очная, очно-заочная, заочная, формы обучения) 

 С 2013 года кафедра обеспечивает следующие направления по подготовки специалистов:

  • 37.02.05 «Психология служебной деятельности», специализация №1 «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (очная, очно-заочная формы обучения)

История кафедры

Кафедра общей и социальной психологии создана в 1997 году при разделении кафедры педагогики и психологии Курганского государственного педагогического института на базе факультета физической культуры и спорта. Первым заведующим кафедры был кандидат психологических наук, доцент А.А.Грачев.

С 1998 года кафедрой руководит доктор психологических наук, профессор, действительный член академии педагогических и социальных наук, член-корреспондент академии естествознания, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования Р.В. Овчарова. Под ее руководством в 2012 году кафедра удостоена почетной награды Российской академии естествознания «Золотая кафедра России».

Кафедра «Общая и социальная психология» является выпускающей кафедрой. В 1999 году кафедра выступила инициатором открытия разнообразных форм профессиональной подготовки и переподготовки психологов. В 2000 году было организовано и заочное обучение по данным специальностям. В 2001 году состоялся первый выпуск по специальности 030301 «Психология». При переходе на университетское образование стала осуществляться подготовка по специальности 030301 «Психология» с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии». С 2012 года   кафедра начала   подготовку бакалавров психологии. В 2013 году открыта магистратура по профилю «Педагогическая психология».

При кафедре функционирует вузовско-академическая лаборатория «Практическая психология образования». На основе исследований разработаны практикоориентированные программы «Технологии формирования осознанного родительства», «Психологическая фасилитация работы школьного учителя», «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков», «Развитие нравственной сферы личности дошкольника» и др. Результаты исследований прикладного характера востребованы учреждениями образования и социальной защиты, органами внутренних дел области.

В настоящее время учебный процесс по аттестуемой образовательной профессиональной образовательной программе специальности 030301 «Психология» обеспечивает профессорско-преподавательский состав общей чис­ленностью 11 человек, из них имеют ученые степени и звания 10 человек, в том числе 3 доктора наук, 7 канди­датов наук. 

Сотрудники

Овчарова Раиса Викторовна

Заведующий кафедрой, доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, член-корреспондент РАЕ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования, кавалер ордена Европейского международного консорциума Labore et Scientia (Трудом и Знанием) за признанный мировым сообществом вклад в науку и образование, медали А. Нобеля за вклад в развитие изобретательства и К.Д. Ушинского «За особые заслуги в педагогических науках».

Окончила факультет практической психологии образования Ленинградского государственного университета, аспирантуру по педагогике НИИ общих проблем воспитания АПН СССР и докторантуру по психологии Института развития личности РАО в г. Москве.

Под руководством Р.В. Овчаровой открыта аспирантура и магистратура по педагогической психологии, созданы и активно работают лаборатория «Практическая психология образования», научная школа «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе». Основные направления научных исследований коллектива: «Технологии психологического сопровождения личности в процессе обучения и воспитания», «Проектирование когнитивного развития школьников», «Психология позитивных эмоциональных состояний школьников в процессе обучения», «Психологическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением», «Психологическое сопровождение родительства».

В научной школе под руководством Р.В.Овчаровой защищено 32   кандидатских и 3 докторских диссертации.

Р.В. Овчаровой опубликовано 360 научных и учебно-методических работ. Индекс Хирша в РИНЦ равен 22.

По итогам опытно-экспериментальной работы ею были подготовлены и изданы в центральных издательствах тиражом более 100 тыс. экземпляров пособия для школьных психологов и социальных педагогов: «Справочная книга школьного психолога», «Технологии работы школьного психолога, «Практическая психология в начальной школе, «Практическая психология образования», «Справочная книга социального педагога», «Психология родительства», «Психология материнства в неполной  семье», «Психологическая фасилитация работы  школьного  учителя», «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков», «Развитие  нравственной  сферы  личности  дошкольника»  и др.

Уманский Сергей Викторович

Уманский Сергей Викторович, – главный психотерапевт Курганской области, профессор кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета.

Родился в 1957 году. Окончил лечебный факультет Тюменского медицинского института в 1981 году. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Пограничные психические расстройства у больных с нарушениями моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта и их психотерапия».

В 2008 году защитил докторскую диссертацию в диссертационном совете Научно-исследовательского института психического здоровья Томского научного центра СО РАМН на тему «Динамика пограничных психических расстройств (клинический, прогностический и синергетический подходы)». 

Специализируется на вопросах психотерапии, гипносуггестивной психотерапии, психосоматики. Имеет более 120 научных публикаций, в том числе 2 монографии «Клинический гипноз» и «Самогипноз», а также соавтор 4 научных изданий: «Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия», «Очерки об истерии», «Введение в психологическое консультирование» и «Психология личности: Тексты». Имеет 2 рационализаторских предложения. 

Работает врачом-психотерапевтом в Курганской областной клинической больнице. Читает лекционные курсы в Курганском государственном университете «Психология безопасности», «Социальная психология безопасности», «Психология одиночества», «Основы психотерапии», «Психологическое консультирование», «Судебная психиатрия».

Научную, лечебную и педагогическую деятельность совмещает с активной организаторской работой. При непосредственном участии впервые в г. Кургане и области стала формироваться и функционировать психотерапевтическая служба в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях, впервые начали использоваться в лечении соматических и психосоматических больных методы групповой психотерапии. В 2006 г. был назначен на должность главного специалиста Главного управления здравоохранения Курганской области по психотерапии. В 2008 г. являлся координатором губернаторского проекта «Психическое здоровье мужчин».

Воробьева Маргарита Владимировна

Доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат психологических наук Воробьева Маргарита Владимировна является одним из ведущих и опытнейших преподавателей факультета психологии, валеологии и спорта Курганского государственного университета. Воробьева М.В. читает лекции и ведет семинарские и практические занятия по основным общепрофессиональным дисциплинам: «Общая психология», «История психологии», «Психология общения», руководит работой студентов над выполнением дипломных проектов.

М.В. Воробьева принимала активное участие в составе группы преподавателей по подготовке материалов для введения специальности 030301 «Психология».

М.В. Воробьева является ученым секретарем кафедры общей и социальной психологии, успешно сочетая научно-педагогическую деятельность с общественной работой. Является членом Российского психологического общества. Входит в состав методического объединения кафедры общей и социальной психологии и кафедры психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета.

М.В. Воробьева неоднократно принимала участие в различных научных и научно-практических конференциях по психологии как регионального, так и российского и международного уровня. Имеет около 40 публикаций учебно-методического и научного характера.

Круг ее научных интересов составляют проблемы психологии межличностного общения, в частности, проблемы социально-перцептивного аспекта неверального общения.

За многолетний безупречный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов в 2008 году М.В. Воробьевой присвоено звание почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

Николаева Ирина Александровна

Кандидат психологических наук, доцент. Окончила Саратовский государственный университет по специальности «Психолог. Преподаватель психологии». Работала психологом в объединении «Саратовавтотранс» (делала методику анализа склонности к риску у поступающих на работу по их речи, вела психологическую подготовку детской команды по автоспорту, которая выигрывала первенство во всероссийских соревнованиях, внедряла деловые игры). Затем работала психологом в ЦУМе г. Кургана (составляла сеансы психологической разгрузки, занятия с молодыми продавцами по развитию внимания, стрессоустойчивости, неконфликтности). Затем психологом в областной психолого-медико-педагогической комиссии (проводила диагностику психического развития детей для определения возможностей школьного обучения). Параллельно с этими основными местами работ во время отпусков успела попробовать себя психологом в отделении неврозов КОПНБ (проводила индивидуальные консультации для пациентов); психологом в Центре занятости населения, когда он только был организован (проводила профдиагностику), а также психологом в школе и в детском саду. Профессиональный выбор остановила на Курганском пединституте в 1991 г., (а затем госуниверситете).

В сфере научных интересов, в первую очередь, индивидуальное сознание. Индивидуальное восприятие и понимание мира человеком. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук была посвящена этой области и называется «Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития (на примере подросткового возраста)». Сейчас И.А. Николаева изучает структурные и динамические характеристики ценностей в индивидуальном сознании человека. Еще один научный интерес – это экологическая психология.

Милюкова Елена Владимировна

Кандидат психологических наук (по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология»), доцент кафедры общей и социальной психологии, стаж работы 12 лет (с 2000 г.)

Автор более 25 научных статей по социально-психологической и педагогической проблематике, 2 методических пособий для студентов КГУ. Сфера научных интересов — социальная психология, психодиагностика, психология творчества, психология девиантного поведения, психология детей с отклонениями в развитии.

Преподаватель дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Общая психология», «Психология и педагогика», «Психология педагогического творчества», Психология детей с задержкой психического развития».

Первитская Алена Михайловна

Окончила с отличием Курганский государственный университет в 2004 году по специальности «Психология». 2004-2007 годы – очная аспирантура по специальности «Педагогическая психология». В 2007 году защитила диссертацию по теме «Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте». С января 2008 по сентябрь 2009 года – ассистент кафедры общей и социальной психологии, с сентября 2009 года работает в должности доцента кафедры.

Имеет 15 научных публикаций.

Жуйкова Ирина Васильевна

В 2005 г. окончила с отличием Курганский государственный университет по специальности психология. В 2009 году получила степень кандидата психологических наук. Работает в университете с 2007 года.

Разработала курсы «Основы психогенетики», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Технологии работы с детьми и подростками», электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» для технических специальностей. Является автором программы психологического тренинга «Триада воспитания». 

Малюшина Юлия Алексеевна

Заведующая кабинетом психологии кафедры. Первое высшее образование получила, окончив с отличием исторический факультет Курганского государственного университета по специальности «Историк. Преподаватель истории». Второе высшее образование получила на факультете психологии, валеологии и спорта по специальности «Психология». В настоящее время работает над написанием кандидатской диссертации по теме «Мотивационная сфера личности несовершеннолетних правонарушителей» по специальности 19.00.06 «Юридическая психология».

Автор 30 научных публикаций.

Сфера научных интересов: юридическая психология, психология криминального поведения, психология несовершеннолетних правонарушителей, психология личности, арттерапия, военная психология, психическое здоровье военнослужащих, психология лиц со сложными недостатками развития.

С 2005 года является внештатным сотрудником ОВД в качестве специалиста психолога участвовала в расследование преступлений несовершеннолетних. Юлия Алексеевна оказывает психологическое сопровождение в различных следственных действиях.

В настоящее время, являясь внештатным лектором лекторской группы УМВД по Курганской области, проводит тренинговые занятия, в том числе «Пути и способы поддержания психического здоровья и служебно- боевой активности сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу на Северном Кавказе», а также различные деловые психологические игры.

Распопова Юлия Владимировна

Окончила факультет практической психологии образования Архангельского областного института повышения квалификации работников образования и получила квалификацию «Педагог-психолог». Работает в университете с 1999 года на должности старшего лаборанта кафедры.

Осуществляет библиотечное обслуживание студентов, аспирантов и преподавателей специальности «Психология», ведет делопроизводство, работу с кафедральным фондом учебной и учебно-методической литературы, оказывает помощь студентам в подборе литературы к семинарским и практическим занятиям, курсовым и дипломным работам.

Учебная деятельность

Овчарова Раиса Викторовна   

  • Методологические основы психологии
  • Психология личности
  • Социальная психология
  • Коммуникации в организациях
  • Психология менеджмента
  • Технологии работы школьного психолога с детьми и подростками

Уманский Сергей Викторович

  • Психология безопасности
  • Психоанализ
  • Основы психотерапии
  • Эмоциональные состояния личности

Воробьева Маргарита Владимировна

  • Общая психология
  • История психологии
  • Психология педагогического общения

Николаева Ирина Александровна

  • Социальная психология
  • Психология конфликта
  • Психология делового общения
  • Психология одиночества
  • Психология взаимодействия

 Милюкова Елена Владимировна

  • Психология педагогического творчества
  • Специальная психология
  • Психология девиантного поведения
  • Психология детей с ЗПР
  • Логопсихология
  • Основы психотерапии

Первитская Алена Михайловна

  • Математические методы в психологии
  • Психология менеджмента
  • Информационные технологии в психологии
  • Психология

Жуйкова Ирина Васильевна

  • Зоопсихология
  • Психогенетика
  • Психология

Малюшина Юлия Алексеевна

  • Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Психология лиц с нарушениями зрения
  • Психология лиц недостатками развития

НИР и НИРС

На кафедре создана научная школа «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе», руководит которой Р.В. Овчарова. Научная школа Р.В. Овчаровой создана в 1998 году при кафедре общей и социальной психологии Курганского государственного университета в связи с открытием аспирантуры по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология». 

Практической базой исследований стала вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования, созданная решением Ученого совета Курганского государственного университета, Коллегии Главного управления образования Администрации Курганской области и решением лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования. Лаборатория призвана способствовать гуманизации педагогического процесса, повышению психологической культуры его субъектов, внедрению новейших достижений психологии в практику образования Зауралья, научно-методическому обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации психологических кадров в регионе.

В научной школе под   руководством Р.В. Овчаровой защищено 32   кандидатских и 3 докторских диссертация по актуальным проблемам педагогической психологии

Основные направления  научных исследований коллектива научной школы: «Технологии психологического сопровождения личности в процессе обучения и воспитания», «Личностный потенциал педагога как фактор повышения эффективности педагогического общения», «Проектирование когнитивного развития младших школьников», «Психологическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением», «Психологическое сопровождение родительства», «Психология нравственного развития детей в дошкольном возрасте», «Преодоление  одиночества в межличностных отношениях», «Психология отцовства как воспитательной  деятельности», «Развитие нравственной сферы личности  детей и подростков», «Гармония и дисгармония  межличностных  отношений субъектов  образовательного  процесса»

В выполнении научно-исследовательских работ активное уча­стие принимают студенты.   По результатам НИРС за последние 5 лет студентами   сделано 50 докладов на ежегодных студенческих конференциях, 5 публикаций в сборнике научных студенческих работ. Ежегодно от 3 до 6 работ направляются на всероссийский открытый конкурс. По итогам пятилетней работы кафедра является лауреатом всероссийского конкурса 2005г. в номинации «За значительный вклад в развитие научно-исследовательской работы студентов по психологии». В 2006 году научная работа студентки Э.Р. Гизатуллиной «Технология формирования адекватных родительских позиций в семьях подростков» отмечена дипломом МОРФ.  Студентки К.А. Лушникова, О.В. Уткина принимали участие в научном исследовании, поддержанном грантом МОРФ.

Основные научные результаты коллектива

Теоретические результаты:

  •  Концептуальные основы адаптивного моделирования психологического сопровождения педагогического процесса в школе, 2003.
  • Научно обоснованные и экспериментально проверенные способы адаптации и оценки эффективности концептуальной модели психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательных школах разного типа, 2003.  
  • Концепция родительства как интегрального психологического образования личности, 2005.
  • Методология психодиагностики родительства как интегрального психологического образования личности, 2005.  
  •  Концепция    развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, 2007.
  • Концепция развития нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков, 2010.
  • Концепция отцовства как воспитательной деятельности, 2011.
  • Концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, 2012

Практические результаты:

  •  Модели психологической службы в детском саду, общеобразовательной школе, детском доме, школе-интернате, 2003, 2006.
  •  Технологии возрастного подхода в деятельности практического психолога образования.
  •  Технологии психологического сопровождения сельских подростков группы риска, 2003.
  • Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях, 2003.
  •  Технологии когнитивного развития и создания позитивных эмоциональных состояний младших школьников в процессе обучения, 2006.
  • Технологии тренингов для родителей, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007. 2008.
  • Технологии фасилитации работы школьного учителя, 2008.
  •  Модель процесса и технология развития нравственной сферы личности дошкольника, 2007, подростка - 2012.
  •  Модель и технология формирования воспитательной деятельности отца, 2011.
  •  Модель гармонизации межличностных отношений субъектолв образовательного процесса, 2012.

Научные премии, полученные в коллективе (государственные, международные, академий, университетов):

  • Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В. за участие в Международном психологическом конгрессе, 2003 год.
  • Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В. за учебное пособие «Технологии практического психолога образования», 2004 год.
  • Сертификат Уральского отделения РАО Овчаровой Р.В. «За лучшее психолого-педагогическое исследование», 2004 год.
  • Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В. за учебное пособие «Психология родительства», 2007 год.
  • Диплом лауреата инновационных проектов по Курганской области Овчаровой Р.В., 2007.
  • Диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования, за работу «Шкала субъективного переживания одиночества» Духновскому С.В., 2008 год.
  • Диплом лауреата XII национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической науке», за монографию «Дистанция в межличностных отношениях: регуляция и диагностика» Духновскому С.В., 2011 год.
  • Диплом лауреата Уральской международной выставки и форма промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2011»; «ИННОПРОМ-2012» с авторской психодиагностической методикой «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» Духновскому С.В., 2011, 2012 год.
  • Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В., Гизатуллиной Э.Р. за монографию «Развитие нравственной сферы подростков», 2012 год.
  • Орден Европейского международного консорциума Labore et Scientia (Трудом и Знанием) за признанный мировым сообществом вклад в науку и образование Овчаровой Р.В., 2013 год.
  • Медаль А. Нобеля за вклад в развитие изобретательства Овчаровой Р.В., 2013 год.

Изобретения, сделанные в коллективе:

  • Николаева И.А. Методика исследования субъективных характеристик социализации личности, 2004.
  • Ермихина М.О. Опросник «Осознанное родительство», 2004.
  • Мальтиникова Н.П. Опросник «Этнопсихологические особенности принятия и реализации родительской роли», 2005.
  • Милюкова Е.В. Опросник на выявление доминирующего компонента родительской любви и методика «Диагностика родительской любви и симпатии», 2005.
  • Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Комплексная методика диагностики нравственной сферы личности дошкольника (МИНСЭК).
  • Николаева И.А. Метод диагностики субъективного образа социального мира «Я и другие», 2007.
  • Духновский С.В. Методика диагностики одиночества в межличностных отношениях, 2007.
  • Овчарова Р.В. Пакет компьютерной психодиагностики «Осознанное родительство», 2010.  
  • Овчарова Р.В. Пакет компьютерной психодиагностики социально-педагогической запущенности детей и подростков, 2010.

 Публикации   

  1. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – 180 с.
  2. Костылева А.А. Развитие ресурсов личности педагога. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 90 с.
  3. Малюшина Ю.А. Психологические основы тактики ведения допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 120 с.
  4. Милюкова Е.В. Основы специальной психологии. – Курган: Изд-во Курганского института повышения квалификации работников образования, 2009. – 52 с.
  5. Николаева И.А. Пространственное измерение ценностной сферы личности. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 193 с.
  6. Николаева И.А. Социальная ситуация развития личности в образе социального мира подростка. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2010. – 148 с.
  7. Овчарова Р.В. Мультимедийное сопровождение учебного курса «Коммуникации в организациях». – Федеральное агентство по образованию РФ ФГНУ «Государственный Координационный центр информационных технологий Отраслевой фонд алгоритмов и программ 26.02.2007, 01.03.2007. – 90 с.
  8. Овчарова Р.В. Пакет методик «Психодиагностика осознанного родительства». – Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» 26.04.2010, 04.05.2010. – 45 с.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2007. – 448 с.
  10. Овчарова Р.В. Психодиагностический комплекс МЭДОС (метод экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей и подростков. – Государственная академия наук Российская академия образования Институт информации и мониторинга, Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» 26.04.2010, 04.05.2010. – 59 с.
  11. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя. – СПб.: Амалтея, 2008. – 443 с.
  12. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
  13. Овчарова Р.В. Рабочая тетрадь по психологии личности. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 45 с.
  14. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. – 376 с.
  15. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. – М.: Сфера, 2008. – 256 с.
  16. Овчарова Р.В. Электронное учебное пособие к спецкурсу «Технологии формирования осознанного родительства». – Федеральное агентство по образованию РФ ФГНУ «Государственный Координационный центр информационных технологий Отраслевой фонд алгоритмов и программ 26.02.2007, 01.03.2007. – 309 с.
  17. Овчарова Р.В. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических категорий (МИНСЭК). – Федеральное агентство по образованию РФ ФГНУ «Государственный Координационный центр информационных технологий Отраслевой фонд алгоритмов и программ 20.12.2007, 21.01.2008. – 22 с.
  18. Овчарова Р.В. Мультимедийное сопровождение учебного курса «Психология личности». – Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» 26.04.2010, 04.05.2010. – 215 с.
  19. Овчарова Р.В. Практикум по социальной психологии. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 166 с.
  20. Овчарова Р.В., Зуенков А.М., Лазарева Т.В., Ледина В.Ю. Программа компьютерной обработки блока психологический тестов «Диагностика родительства» (ПКОБПТ «Диагностика родительства»). – Российская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 22.09.2010, 18.11.2010. – 45 с.
  21. Овчарова Р.В., Костылева А.А. Влияние личностного потенциала педагога на диалог в педагогическом общении. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. – 137 с.
  22. Овчарова Р.В., Малюшина Ю.А. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 194 с.
  23. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В.Развитие нравственной сферы личности дошкольника. – СПб.: Амалтея, 2008. – 336 с.
  24. Овчарова Р.В., Уманский С.В. Психология личности. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. – 242 с.
  25. Овчарова Р.В.Диагностика родительства. – СПб.: Амалтея, 2008. – 45 с.
  26. Овчарова Р.В.Справочник социального педагога. – М.: Сфера, 2007. – 480с.
  27. Уманский С.В. Клинический гипноз: социокультурные, психологические и феноменологические аспекты. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 190 с.
  28. Уманский С.В., Семке В.Я. Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия. – Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. – 304 с.
  29. Уманский С.В., Овчарова Р.В. Введение в психологическое консультирование. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
  30. Овчарова Р.В., Духновский С.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 277 с.