Приемная комиссия:

8 (3522) 65-30-30

многоканальный телефон

Кафедра психологии развития и возрастной психологии

Адрес: корпус 1, ул. Советская, 63, ауд. 136

Тел.: 8 (3522) 65-49-43 e-mail: prvp@kgsu.ru

Направления подготовки

Бакалавриат

37.03.01 «Психология», профили «Психология образования», «Юридическая психология» (очная, очно-заочная, заочная, заочная сокращенная формам обучения)

Магистратура

37.04.01 «Психология», профили «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Юридическая психология»

Специалитет

37.05.02 «Психология служебной деятельности», профиль «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»

Аспирантура

19.00.07 «Педагогическая психология»

История кафедры

Кафедра психологии развития и возрастной психологии была образована в 1997 году в результате разделения кафедры психологии, возглавляемой в то время кандидатом психологических наук, доцентом А.А. Грачевым. Все это время кафедрой заведует Михаил Владиславович Чумаков, доктор психологических наук, профессор, председатель Курганского отделения Российского психологического общества.

Ученый секретарь – старейший преподаватель кафедры, кандидат психологических наук, доцент Ирина Поликарповна Ищенко.

Кафедра продолжает традиции, заложенные первым заведующим кафедры психологии Курганского государственного педагогического института, а затем Курганского государственного университета А.А. Грачевым. Совместная работа А.А. Грачева и М.В. Чумакова, И.П. Ищенко, Е.В. Алфеевой и других преподавателей кафедры психологии развития и возрастной психологии по открытию специальности «Психология» принесла свои результаты. Психология сегодня занимает хорошие позиции в ряду университетских специальностей.

За время существования кафедры ее сотрудниками защищены кандидатские и докторские диссертации:

Чумаков М.В., доктор психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования. Тема докторской диссертации: «Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии» (2007 год).

Алфеева Е.В., кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет)».

Прокопьев Д.Л., кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа».

Хвостова С.А., кандидат биологических наук, доцент. Тема диссертации: «Изменение психофизиологических функций у лиц с ахондроплазией в течение курса удлинения конечностей по Г.А. Илизарову»».

Мальцева Л.В., кандидат педагогических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Педагогическая технология формирования готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии».

Ищенко И.П., кандидат психологических наук, доцент. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации за многолетний безупречный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов. Тема кандидатской диссертации: «Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4-6 лет».

Достовалов С.Г., кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте».

Ермолаева Е.Г., кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Изменение ценностно-смысловой ориентации родителей как фактор коррекции нарушений семейного воспитания».

Чумакова Д.М., кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье».

Секретарем кафедры является Ю.А. Васильева, дипломированный психолог.

Таким образом, на кафедре создан серьезный научный потенциал. Особенно важно, что он сформирован специалистами, прошедшими обучение в аспирантуре ведущих психологических центров страны. Так, И.П. Ищенко и Е.В. Алфеева закончили аспирантуру Психологического института Российской академии образования и защитили кандидатские диссертации под руководством академика РАО А.М. Матюшкина. С.Г. Достовалов окончил аспирантуру Ростовского государственного университета, защитил там кандидатскую диссертацию и успешно продолжает научную работу в избранном направлении. М.В. Чумаков, выпускник факультета психологии Ярославского государственного университета, закончил аспирантуру Московского педагогического университета, где и защитил кандидатскую диссертацию. Докторская диссертация защищалась на факультете психологии Ярославского государственного университета. Кроме того, психологические исследования, представленные в диссертации, обсуждались и были положительно оценены на факультете психологии Фрибургского университета (Швейцария), что отражено в официальном письменном заключении. Выпускница кафедры С.А. Хвостова защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Психофизиология» и работает над докторской диссертацией. Кафедра помнит о своих давних связях с кафедрой педагогики и педагогическим факультетом. Традиции, заложенные педагогической школой Курганского государственного педагогического института, а затем Курганского государственного университета, сохраняются и на кафедре психологии развития и возрастной психологии. Это, в частности, глубокие связи с практикой, со школой. По инициативе кафедры в г. Кургане открыто региональное отделение Федерации психологов образования России. Курганское региональное отделение Федерации психологов образования награждено грамотой «За содействие развитию практической психологии образования и вклад в консолидацию усилий психологов с целью гуманизации образовательного пространства России».

Л.В. Мальцева, защитив диссертацию по педагогике и получив звание доцента по кафедре психологии, ведет большую работу по линии Федерации. Эта работа отмечена почетной грамотой, врученной на всероссийской конференции психологов образования в Москве. Федерацией психологов образования России отмечена и работа Е.В. Алфеевой, по инициативе которой созданы практически ориентированные исследовательские психологические площадки на базе образовательных учреждений г. Кургана. М.В. Чумаков был одним из первых школьных психологов в Кургане. Кроме того, М.В. Чумаков имеет диплом специалиста в области социально-психологического тренинга и сертификат в области психотерапии. Работа М.В. Чумакова также отмечена грамотой Федерации психологов образования «За активное участие в осуществлении целей и задач федерации, плодотворную работу по развитию практической психологии образования». Выпускник кафедры психологии развития и возрастной психологии, кандидат психологических наук, доцент Д.Л. Прокопьев активно участвует в спортивной жизни университета. Успешно развивается в профессиональном плане кандидат психологических наук, доцент Е.Г. Ермолаева. 

Преподаватели кафедры читают курсы не только для студентов специальности «Психология», но и для студентов, обучающихся на других отделениях и факультетах университета: юристов, социологов, педагогов и др. Это такие курсы, как «Психология развития и возрастная психология», «Юридическая психология», «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Психолингвистика». Преподавателями кафедры разработан и целый ряд специальных курсов: «Клиническая психология», «Психодиагностика», «Специальная психология», «Психология труда», «Дифференциальная психология», «Нейропсихология», «Психология религии» и др.

Кафедра имеет давние международные связи. М.В. Чумаков в 2000-2003 гг. являлся руководителем с российской стороны гранта FNS – Швейцарского национального фонда научных исследований. В рамках этого гранта осуществлялось активное взаимодействие кафедры психологии развития и возрастной психологии с кафедрами философии и французского языка. Студенты психологи запомнят лекции и конференции по психологии религии с участием профессора П.-Л. Дюбье и других специалистов из Швейцарии. Лекция ученика Ж. Пиаже, ректора Невшательского университета, профессора Д. Мъевиля, прочитанная студентам-психологам в 2006 году, – это яркое, запоминающееся событие. В результате студенты получили незабываемые впечатления от общения со специалистами европейского уровня, а кафедра и ее заведующий приобрели крайне важный в современных условиях опыт реального многолетнего международного взаимодействия, а также позитивный опыт сотрудничества с различными кафедрами Курганского госуниверситета. Л.В. Мальцева прошла научную стажировку в Швейцарии. Зарубежные связи кафедры осуществляются по нескольким направлениям. Опыт совместной научной деятельности с зарубежными специалистами имеет С.Г. Достовалов. М.В.Чумаков неоднократно представлял доклады на Европейских психологических конгрессах (Рим, 1999 г., Фрибург, 2004 г., Осло, 2009 г., Милан, 2010 г., Стамбул, 2011 г., Лиллехаммер, 2012 г.). В 2003-2004 гг. М.В. Чумаков проводил совместное с факультетом психологии Фрибургского университета исследование психологических особенностей семьи. Итогом этой работы явилась объемная научная статья в известном международном журнале по психологии семьи, написанная в соавторстве с ведущими европейскими специалистами в данной области.

Опыт, полученный сотрудниками кафедры, используется ими для решения задачи, которая была и остается для кафедры основной. Это задача подготовки специалистов-психологов для нашего региона и активизации научной психологической деятельности в регионе. Нам важно, что усилия в этом направлении получают поддержку. Так, М.В. Чумаков дважды являлся лауреатом премии губернатора Курганской области в сфере науки. Однако самое главное для нас – это успешная работа выпускников кафедры, многие из которых проявили себя как серьезные профессионалы, способные к напряженной работе и творческому развитию. Это Челпанов А., Николаенко О.Н, Рыжкова А., Хвостова С.А., Прокопьев Д.Л., Никитина С.И., Мамонтова С.Г., Минина Е., Силенских Н., Шипунова Н.В., Мальцева К.Л, Харитонова Н.С., Ржанникова М.Ю., Митина Л.Л. и многие другие.

Благодаря усилиям своих сотрудников кафедра прошла период своего становления и является сегодня сплоченным, высококвалифицированным научно-педагогическим коллективом единомышленников.

Сотрудники

ЧУМАКОВ МИХАИЛ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

Зав. кафедрой 

доктор психол. наук, профессор

почетный работник высшего профессионального образования

АЛФЕЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

канд. психол. наук, доцент

ДОСТОВАЛОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

канд. психол. наук, доцент

ИЩЕНКО ИРИНА ПОЛИКАРПОВНА

канд. психол. наук, доцент

МАЛЬЦЕВА ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА

канд. пед. наук, доцент

ПРОКОПЬЕВ ДМИТРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

канд. психол. наук, доцент

ХВОСТОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

канд. психол. наук, доцент

ЧУМАКОВА ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА

канд. психол. наук, доцент

Учебная деятельность

Чумаков М.В.

  • Психология развития и возрастная психология
  • Основы социально-психологического тренинга
  • Консультативная психология
  • Психология подросткового возраста
  • Развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка
  • Динамика развития и формирования личности в онтогенезе

Мальцева Л.В.

  • Профессиональная диагностика и профессиональное консультирование в работе психолога
  • Организация психологической службы в системе образования
  • Психология дошкольного возраста
  • Практикум по психодиагностике
  • Психология детей младшего школьного возраста
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
  • Психология профессиональных деструкций субъектов служебной деятельности
  • Психология толерантности

Достовалов С.Г.

  • Педагогическая психология
  • Психология труда, инженерная психология и эргономика
  • Психолингвистика
  • Экопсихология
  • Политическая психология
  • Психология туда
  • Психология совместной деятельности в спорте

Ищенко И.П.

  • Клиническая психология
  • Клиническая психология детей и подростков
  • Психология детской одаренности
  • Специальная психология
  • Основа патопсихологии
  • Психодиагностика
  • Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

Алфеева Е.В.

  • Психология семьи
  • Юридическая психология
  • Психология семьи и психотерапия
  • Прикладная юридическая психология

Прокопьев Д.Л.

  • Дифференциальная психология
  • Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
  • Социальная психология
  • История психологии субъектов профессий особого риска

Хвостова С.А.

  • Введение в профессию практического психолога
  • Организационное поведение
  • Возрастно-психологическое консультирование
  • Психология делового общения
  • Психологическое обеспечение служебной деятельности
  • Психологические основы правовой акмеологии
  • Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях
  • Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

 Ермолаева Е.Г.

  • Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
  • Психология семьи и психотерапия
  • Психология социальной работы с семьей
  • Психология семьи
  • Методы психологической диагностики
  • Психология семьи и семейного воспитания
  • Психологическая коррекция и реабилитация
  • Психологическая коррекция аддитивного поведения 

Чумакова Д.М.

  • Нейропсихология
  • Основы нейропсихологии
  • Психология религии
  • Возрастная и педагогическая психология
  • Общая и экспериментальная психология
  • Религиозность личности в онтогенезе
  • Психологическая коррекция агрессивного поведения

НИР и НИРС

На кафедре ведутся исследования по теме «Эмоционально-волевая сфера личности как фактор безопасности социально взаимодействия» (№312). Тема развивается в рамках направления «Человек как субъект общественных изменений, социальные, гуманитарные и психологические проблемы». На кафедре развиваются такие темы, как психология и психофизиология больных остеопорозом, психология доверия, психология семьи, психология религии.
Результаты НИР отражены в многочисленных публикациях.

Публикации преподавателей кафедры

Чумаков М.В.

  1. Интеграция эмоций и воли в регуляции деятельности и социального взаимодействия // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании : материалы Всероссийской конференции, посвященной 30-летию выхода в свет труда В.С. Мерлина «Очерк интегрального исследовании индивидуальности». Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии; Российский гуманитарный научный фонд. Пермь, 2016. С.67-70.
  2. Эмоционально-волевая регуляция как рефлексивный процесс // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. №1 (35). С. 88-92.
  3. Эмоционально-волевая регуляция поведения в конфликте // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции : в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М., 2015. С. 397-400.
  4. Суицидальные и депрессивные проявления личности студентов и пути их профилактики // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции : в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М., 2015. С. 397-400.
  5. Диагностика эмоционально-волевой сферы личности подростков // Педагогическая диагностика. 2015. №1. С. 75-84.
  6. University Students’ Personal Religiousness and Their Suicidal Inclinations. Congress of International Association for the psychology of Religion, Istanbul, 2015, p.112-113.
  7.  Relationship Between Religiosity and Personality Traits. Congress of International Association for the psychology of Religion, Istanbul, 2015, p.152
  8. Психология религии в Зауралье : сборник материалов третьего конгресса российских исследователей регии. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI традиции и новые вызова. 2016. С. 171-176.
  9. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы личности // XII Всероссийская научно-практическая конференция. Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования). 2016. С. 167-169
  10. Суицидальные наклонности и религиозность студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности. 2016. С.268-270.

Чумакова Д.М.

  1. Религиозность личности и семейные отношения. Курган, материалы регионального конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области, С. 51-52.2014г.
  2. Религиозность личности в контексте психологического проектирования организации // Социально-экономические и психологические проблемы управления : сборник научных статей по материалам I (IV) Международной конференции 23-25 апреля 2013 года. М., 2013. Ч.2. С. 218-223. 
  3. Parents spiritual well-being and family relations. International Assosiation for the Psychology of Religion. Book of Abstracts. 2013. №4. С.170.
  4. Религиозность личности и ее диагностика в процессе воспитания // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2015 г. М., 2015. С. 170-171.
  5. Религиозность личности, субъективное благополучие и социальное взаимодействие в семье // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI традиции и новые вызова : сборник материалов третьего конгресса российских исследователей регии. 2016. С. 177-183.
  6. Религиозное сознание как психологический феномен // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. №1 (35). С. 116-118.

Мальцева Л.В.

  1. Анализ особенностей самоопределения сельских старшеклассников // V Сазоновские педагогические чтения : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Курган, 2010. С. 64-65.
  2. Профессионально важные качества в структуре личности студентов педагогических специальностей // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. М., 2012. С. 364-365.
  3. Изучение особенностей поведения в конфликтных ситуациях девушек различных гендерных типов // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сборник. 2014. С. 23-27.

Хвостова С.А.

  1. Остеопороз: новые научные изыскания и способы лечения больных // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. Ч.1. С.54-58.
  2. Остеопороз: актуальные проблемы на сегодня // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. Ч.5 С. 805-812.
  3. Размышления о проблеме создания Всемирного центра остеопороза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №9. Ч.1. С.84-87.

Достовалов С.Г.

  1. Деиндивидуализация Харизматичного Лидера // Вестник КГУ. Серия «Физиология, психология, медицина». 2014. №1(32). Вып. 6. С. 59-62.
  2. Доверие к социальному миру как акмеологическая основа формирования толерантного сознания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. №4 (12). С. 322-325.
  3. Роль отца в патриотическом воспитании // Роль отцовства в семье и обществе : региональная научно-практическая конференция. 2016. С. 23-28.
  4. Кризис доверия в контексте нелинейной психологии // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : международная научно-практическая конференция. 2016. С. 64-69.

Алфеева Е.В.

  1. Изучение Мотивов Учения И Отношения Младших Школьников К Учебной Деятельности // Вестник КГУ. Серия «Физиология, психология, медицина». 2014. №1(32). Вып. 6. С. 59-62.
  2. Изучение личностных особенностей подростков // Психология трудного детства : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию научной школы доктора психологических наук, профессора, академика АПСН и РАЕ, заслуженного деятеля науки и образования, заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой. 2014. С. 68-72.
  3. Проблема мотивации учения и отношения младших школьников к учебной деятельности // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2015 г. М., 2015. С. 14-17.
  4. Проблема эмоционального выгорания педагогов в профессиональной деятельности психолога ДОО // Психология образования: апробация 66и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) : XII Всероссийская научно-практическая конференция. 2016. С. 4-7.
  5. Современная трактовка феномена отцовства // Роль отцовства в семье и обществе : региональная научно-практическая конференция. 2016. С. 3-9.

Прокопьев Д.Л.

  1. Ценностные ориентации студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология, медицина». Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. Вып. 9. 134 с.
  2. Проявление агрессивности в среде студенческой молодежи // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в Зауралье : сборник трудов Региональной научно-практической конференции. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. 154 с.
  3. Личностные Особенности Людей, Занимающихся Различными Видами Единоборств // Вестник КГУ. Серия «Физиология, психология, медицина», 2014. №1(32). Вып. 6. С. 59-62. 

Ермолаева Е.Г.

  1. Влияние нарушений семейного воспитания на личность подростков // Психология трудного детства : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию научной школы доктора психологических наук, профессора, академика АПСН и РАЕ, заслуженного деятеля науки и образования, заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой. Курган, 2014. С.209-215.
  2. Роль самосознания и рефлексии в процессе формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций личности // Вестник КГУ. Серия «Физиология, психология, медицина». 2013. №1(28). Вып. 5. С.73-77.
  3. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов студентов-психологов с их поведением в межличностных конфликтах // Академический журнал Западной сибири. 2016. №2 (630). Т. 12. С. 47-48.

Публикации студентов

  1. Алабушева Н. П. Сравнительный анализ психологических особенностей музыкантов // Материалы регионального конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области. Курган, 2014. С.39-40.
  2. Алабушева Н. П., Суслова Ю. А., Лукьянова Л. С. Необходимость проведения занятий по развитию креативности в дошкольных учреждениях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электронный сборник статей по материалам XXXII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. №5(32). С. 225-229.
  3. Алабушева Н. П., Суслова Ю. А., Лукьянова Л. С. Арт-терапия как метод развития творческих способностей у дошкольников // Современное состояние психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015, С. 13-16.
  4. Алабушева Н. П. Изучение личностно-профессиональных качеств музыкантов и художников// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электронный сборник статей по материалам XXXII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. №5(32). С. 232-240.
  5. Алабушева Н. П. Личностно-профессиональные качества музыкантов и художников // Тезисы регионального конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области. Курган : Изд-во Курганской ГСХА, 2015. 89 с.
  6. Потапова Н. А. Соотношение креативности и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте // Тезисы регионального конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области. Курган : Изд-во Курганской ГСХА, 2015. 89 с.
  7. Макарова Е. В. Взаимосвязь между уровнем возрастной дискриминации и психологической подготовки обучающихся // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. 2016. № 11 (56). С. 102-106.
  8. Макарова Е. В. Феномен субъективно переживаемой возрастной дискриминации // Молодой ученый: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции. 2016. №21(23). С. 61-65.
  9. Макарова Е. В. Возрастная дискриминационная и психологическая подготовка обучающихся // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электронный сборник статей по материалам XLVII студенческой международной заочной научно-практической конференции.  2016.  №10(47).

 

Кафедры партнеры

ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» кафедра психологии развития и возрастного консультирования