Студенты Курганского госуниверситета примут участие в разработке перспективного отечественного автомобиля

2020-01-31 11:31:16

Студенты Курганского государственного университета совсем скоро присоединятся к работе над идеологией современного отечественного автопрома. Уникальная возможность  появится у зауральских студентов благодаря  вхождению университета по инициативе врио ректора Надежды Викторовны Дубив в состав Межвузовской студенческой инженерно-технологической  корпорации.

Корпорация является площадкой по подготовке кадров для автомобильной отрасли нашей страны. Участники получают доступ к единой цифровой базе знаний, смогут обмениваться опытом со студентами других вузов. Это открывает большие перспективы  в совершенствовании уровня подготовки студентов, их практических навыков.

Молодые конструкторы корпорации смогут объединить свои усилия при проектировании перспективного отечественного автомобиля, получат доступ к новейшим технологиям в рамках единой межвузовской информационной среды, предполагающей обмен последними достижениями в различных областях автомобилестроения.

Пилотным проектом, созданным Межвузовской корпорацией, стал  «Родстер Крым». Начинали работу по созданию идеологии и конструкции студенты МГТУ имени Баумана под руководством профессора кафедры поршневых двигателей Дмитрия Онищенко и при поддержке Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Корпорация уже  создала  два прототипа  родстера. В основе машин — пространственная рама, созданная по расчетам молодых инженеров. Автомобиль спроектирован с расположением силового блока в середине машины с использованием узлов и агрегатов отечественного автомобиля «Лада-Калина» с приводом  на заднюю ось. Сейчас ведётся работа над созданием цифрового двойника третьего прототипа автомобиля.

Третий родстер будет самым проработанным, технологичным и безопасным. Процесс создания родстера требует проведения соответствующих исследований, которые предусматривают активное участие студентов различных специальностей.  

Как  пояснил доктор технических наук, профессор кафедры гусеничных машин  и прикладной механики КГУ (кафедра ГМ и ПМ),  завотделом Института машиноведения Уральского отделения Российской Академии Наук (ИМАШ УрО РАН) Игорь Тараторкин, Курганский госуниверситет  включен в корпорацию и примет участие в ее работе, создавая собственную конструкцию автомобиля в рамках данной концепции. Договоренности достигнуты, необходимые соглашения с ведущими участниками межвузовской корпорации (Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ», Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова», Ассоциация развития поршневого двигателестроения, Общество с ограниченной ответственностью «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОЛОДЕЖИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОДСТЕР») подписаны. Кроме того, в реализации проекта принимают активное участие представители частного бизнеса. С самого начала к данному проекту в КГУ продемонстрировало повышенную заинтересованность и оказывает поддержку НАО НПО «КурганСпецмаш» в лице генерального директора Романова Владимира Ивановича, главного инженера Соколова Андрея Дмитриевича и др.

Среди тех, кто занимается проработкой вопроса, помимо Игоря Тараторкина,  — профессор Виктор Держанский  заведующий кафедрой ГМ и ПМ и кандидаты технических наук, доценты Александр Волков и Алексей Хомичев.

Профессор Игорь Тараторкин рассказывает:

— Предполагается, что первый вариант «Курганского родстера» будет выполнен с электрическим энерго-силовым блоком при сохранении общих конструктивных и компоновочных решений. Мы подошли к тому этапу, когда можно говорить о начале проекта для  КГУ.  У нас  высокое состояние готовности. По соглашению с корпорацией  нам передадут готовую раму родстера и элементы обвеса. В то же время внутренняя начинка автомобиля, как то: тип и конструкция силовой установки и привода, система управления движением и стабилизации траектории, системы контроля и помощи водителю, дизайн интерьера и экстерьера с учетом эргономики места водителя и пассажира — предполагаются оригинальными, и их разработка будет выполняться студентами КГУ. Вообще, есть возможность просто собрать готовые конструкции со студентами, при этом выполняя курсовые и дипломные проекты, участвуя в научных конференциях и соревнованиях. А можно сделать что-то свое. В нашем случае это будет электрическая трансмиссия, первые расчеты уже выполнены. В выполнении данной части проекта будут использованы наработки специалистов Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, имеющего многолетний опыт создания таких систем. В соответствии с достигнутым соглашением ОИМ НАН Беларуси окажет поддержку в плане настройки и программирования контроллеров различного уровня.

Развитие данного проекта позволит сделать новый шаг в подготовке специалистов, отвечающих требованиям, предъявляемым современным бизнес сообществом.  В рамках данного проекта начинается освоение современных технологий в процессе создания гибридных и электрических транспортных средств, чего в университете до настоящего времени не было. Появится возможность обучать этому студентов не просто мелом на доске, а на практике. Студенты смогут реализовать свои идеи. Между тем, кто просто слушает и тем, кто еще и сам делает,  большая разница,  говорит  заведующий кафедрой ГМ и ПМ Виктор Держанский.

По словам преподавателей в этом и заключается идея создания Межвузовской студенческой инженерно-технологической  корпорации:  дать студентам возможность участвовать в реальном современном проекте, осваивать новейшие технологии и знания.

По мнению команды преподавателей кафедры гусеничных машин  и прикладной механики, новое начинание  не должно быть только делом одного Политехнического института. В реализации проекта могут и будут участвовать студенты не только кафедры ГМ и ПМ, но и программисты, технологи, дизайнеры, журналисты и многие другие. Работа найдется всем, в том числе и гуманитариям.

Фото: Проект "Крым" - спортивный родстер /vk.com