Интервью директора ИЕНиМ КГУ Артема Шарова: «Мы - это научные эксперименты, работа в лабораториях и экспедиции»

2020-01-27 15:22:25

Рассказывая об Институте естественных наук и математики, директор Артем Владимирович Шаров всегда особо подчеркивает  — это место, где учат думать, рассуждать и находить правильное решение.  Студенты ИЕНиМ КГУ  — воплощение образа современного ученого – они ставят эксперименты в лабораториях, участвуют в экспедициях, производят расчеты и многое другое.  Как поступить в институт, что нужно знать об учебе,  к чему готовиться — об этом мы поговорили с Артемом Владимировичем.

 — Артем Владимирович, Институт естественных наук и математики – большое структурное подразделение КГУ,  как вы помогаете абитуриентам сориентироваться в тех направлениях,  которые представлены  в вашем институте?

 — Наш институт — активный участник  всех молодежных научных, научно-популярных или профориентационных мероприятий, которые проходят в регионе. Это фестиваль науки Курганской области, День открытых дверей университета, Дни науки и так далее. Во время таких мероприятий мы всегда  стараемся донести информацию не только на словах,  мы обязательно показываем элементы нашей работы и даем возможность абитуриентам включиться в неё. Если говорить о мероприятиях, которые проводит институт, то здесь уже в приоритете непосредственное общение со школьниками. Мы не стараемся работать именно с учащимися 11 классов, начинаем знакомить с институтом с 8-го класса школы. Мы приглашаем детей на экскурсии по лабораториям, выезжаем в школы с популярными лекциями, проводим мастер-классы и лабораторные занятия на нашей базе. Наши преподаватели руководят исследовательскими работами школьников, готовят их к выступлению на конкурсах. Ну и в этом процессе, конечно,  подробно рассказываем о перечне наших направлений, особенностях обучения, о вступительных испытаниях и т.д.

 — На какие «классические» направления будет объявлен набор в приемную кампанию-2020?

 — В 2020 году объявлен набор на наши традиционные направления подготовки и специальности: «Математика» («Математическое и программное обеспечение вычислительных систем и компьютерных сетей», очно), «Физика» («Фундаментальная физика», очно), «Фундаментальная и прикладная химия» («Аналитическая химия», очно), «География» («Рекреационная география и туризм», очно), «Экология и природопользование» («Экология», очно, заочно), «Биология» («Общая биология», очно, заочно), «Педагогическое образование» («Биология и экология»). В магистратуру мы набираем по следующим направлениям: «Экология и природопользование» («Экологическая безопасность в социальной сфере и природопользовании»), «Биология» («Микробиология»), «Биология» («Физиология»), «Педагогическое образование» («Естественнонаучное образование») Вся информация о наборе 2020 есть на сайте приемной комиссии КГУ.

 — Этот традиционный состав направлений в 2020 году институт «обогатит» новым перспективным направлением. Расскажите о нем.

 — В 2020 году мы объявили набор на направление подготовки «Биотехнология», профиль «Биотехнология». Потребность в данном направлении назревала, сейчас оно очень востребовано — есть достаточно серьезный запрос от предприятий и организаций региона. Основными областями деятельности выпускников будут биологические методы получения лекарственных веществ и субстанций, биотехнологические методы в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, биологические методы очистки сред и стоков. Мы надеемся, что постепенно направление станет популярным среди абитуриентов Курганской области, и мы закроем дефицит кадров региона в этой сфере. 

 — Могут ли к вам поступить бывшие студенты медвузов, кто по каким-то причинам бросил учебу на врача?

 — Да, можно. Если студент медвуза переходит к нам со 2 или 3 курса, то это обычная процедура перевода из вуза в вуз. Нужно будет в течение определенного срока сдать так называемую академическую разницу – те предметы, которые на момент перевода студент не изучал в другом вузе и продолжать учиться. Это касается не только медицинских специальностей, но и других. Если мы говорим о медицинских, то лучше рассмотреть возможность перевода на химию или биологию, там наименьшая разница.

 — На каких направлениях могут продолжить учебу выпускники медколледжа?

 — Если мы говорим о полном сроке обучения, то на любых наших направлениях или специальностях. Вступительными испытаниями при этом могут быть наши внутренние экзамены. Если мы говорим о возможности сократить срок обучения у нас после медколледжа, то лучше поступать на направления подготовки «Биология» или «Экология и природопользование». Во-первых, на них наибольшее количество дисциплин, которые можно «перезачесть», во-вторых, на них есть заочная форма, в рамках которой можно учиться по сокращенному сроку и при этом работать.

 — Расскажите о  преподавателях, о лабораториях института.

 — В нашем институте работает 69 преподавателей, из них – 10 докторов наук. Около 10%из всех преподавателей являются представителями организаций Кургана, работающих по профилю образовательной программы. Как я уже говорил, институт имеет множество профильных лабораторий, в которых сосредоточено учебное и научное оборудование. В институте работают научные лаборатории и центры. Это учебно-научный центр «География и природа», лаборатория геоинформационных технологий, гербарий и ботанический музей, зоологический музей, лаборатории физиологии экстремальных состояний, физической химии гетерогенных систем, генетики и биотехнологий и т.д.

 — В институте есть ботанический сад, какая работа ведется там?

 — В 2019 году ботанический сад университета стал структурным подразделением института естественных наук и математики. Это оправдано, поскольку одной из сфер деятельности ботанических садов является научная работа. При взаимодействии с преподавателями института этот процесс осуществлять проще.  Ботанический сад КГУ сегодня – это 26 га территории, на которой находятся дендрарий, питомники, участки плодовых и цветочных культур, опытные площадки. В 2019 году в эксплуатацию запущен тепличный комплекс площадью примерно 1500 м2. Сейчас в нем идет проектирование оранжереи площадью 500 м2, в которой будут представлены коллекции тропических растений. Надеемся в 2020 – 2021 году открыть ее для посетителей. Кстати, в феврале в теплицах будет высажено 180 тысяч петуний. Возможно, часть из них украсит улицы нашего города. Для студента ботанический сад – это площадка для проведения практик, практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых и дипломных работ.

 — Какими научными разработками заняты преподаватели, студенты ?

 Научные направления, в которых работают наши преподаватели и студенты, очень разнообразны. Это создание новых материалов для нужд промышленности, очистки сред, лабораторного анализа, это исследование видового разнообразия на территории Курганской области, исследование состава и состояния почв, поверхностных вод, воздуха, влияние распространенных материалов и веществ на состояние организмов и экосистем, исследование физиологических процессов в организме человека и влияния на них различных факторов. Важным является разработка новых методов и методик обучения школьников и студентов естественнонаучным дисциплинам и математике. 

Хочу отметить пару принципиальных в науке моментов. Во-первых, работа считается завершенной только тогда, когда ее результаты доведены до научного сообщества и до всех заинтересованных лиц. Причем охват специалистов, которые с ними ознакомятся, должен быть как можно более широким. Поэтому результаты работы должны быть опубликованы в журналах с мировым рейтингом. На сегодняшний день наиболее серьезными считаются издания, входящие в базы цитирования Web of Science и Scopus. Нашими специалистами в 2019 году опубликовано около 20 работ в изданиях из этих баз. Еще столько же находятся на рассмотрении в редакциях журналов.  Второй важный момент. Результаты научной работы должны находить применение на практике. Это могут быть как какие-то полезные для общества разработки, так и передача новых знаний молодым поколениям. Здесь нам тоже есть, что показать. В 2019 году авторский коллектив нескольких кафедр нашего университета, специалистов из других университетов во главе с профессором О. Г. Завьяловой выпустил краеведческое пособие «География Курганской области».  По предыдущему пособию еще я учился, и оно, конечно, требовало обновления. Книга получилась информативной, красочной, в ней собран как традиционный, так и новый фактологический материал. Я надеюсь, она будет полезной для обучающихся и учителей школ Курганской области. 

Среди учебных пособий института: Азбука экологии авторов Н.П. Несговоровой, Н.И. Науменко, О.Г. Завьяловой, Почвоведение с основами экологии почв (региональный компонент) авторов Н.П. Несговоровой, В.Г. Савельева и другие.  Необходимо постоянно заниматься поиском и взаимодействием с тем, кому разработки будут полезными, то есть заказчиком работы. Много лет в этой сфере институт взаимодействует с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Здесь мы работаем по обоснованию создания особо охраняемых природных территорий, по созданию новых выпусков Красной книги Курганской области. В 2018 и 2019 году мы работали ООО «Проект 66», Техническим университетом УГМК, ИП Ильтяковым и другими организациями.

 — Что должны знать абитуриенты об учебе на естественно-научных и математических направлениях и специальностях?

 — Большинство направлений подготовки и специальностей, представленных в институте, это те, которые называют классическими — биология, география, математика, химия, физика, экология. Это направления, которые дают серьезный базовый набор компетенций, чтобы получить универсального специалиста, востребованного в широкой сфере на рынке труда. Если мы говорим о химике, то это специалист по химическому лабораторному анализу, технолог химического производства, специалист по метрологии, преподаватель среднего и высшего учебного заведения, научный сотрудник. А вот если взять математика, то его будущая сфера деятельности еще более широка. Дело в том, что мы выпускаем IT-специалистов с серьезной базовой математической подготовкой. Предсказать конкретное место работы будущего выпускника на этапе обучения трудно, поскольку любая современная компания нуждается в специалистах по компьютерным сетям, в программистах и т.д. 

Вторая особенность большинства наших направлений – это большой объем лабораторных занятий в процессе обучения. Физики, химики, биологи, экологи примерно 50% своего аудиторного времени проводят в лабораториях, где постигают основы эксперимента в соответствующих областях знаний. Без этого никак, ведь естественные науки – это, в первую очередь, экспериментальные науки. Практически все данные, с которыми мы работаем, получаются опытным путем, путем взаимодействия исследователя с природой. Наши студенты полностью обеспечены экспериментальным оборудованием и возможностью работать в специализированных лабораториях. Если в школе обучающиеся занимаются в кабинетах биологии, химии, физики, географии, то в вузе они работают в лабораториях  аналитической, физической, органической химии, почвоведения, микробиологии, генетики и молекулярной биологии, электроники, оптики, ГИС-технологий и так далее. Кроме того, при обучении в вузе студенты обязательно выполняют курсовые работы. В институте естественных наук и математики, это, опять же работы, основы которых составляет эксперимент. Со второго курса обучающиеся в течение года под руководством преподавателей прорабатывают поставленную в курсовой работе цель в научной литературе, планируют эксперимент, проводят его, обрабатывают результаты и представляют их в виде отчета. 

Третья особенность. Биология, география и экология – это «полевые» науки. Без выездов на объект исследования и систематической работы их невозможно представить. В обязательном порядке мы проводим летние полевые практики. Показательным примером являются практики географов. После первого курса студенты ездят по нашей области, где учатся полевому географическому эксперименту. После второго курса у них проходят практики по регионам УрФО, а после третьего, на так называемой дальней практике, географы исследуют экономический и туристический потенциал регионов страны. Биологи и экологи во время экспедиционной работы изучают биологическое разнообразие в регионе, взаимосвязи в природных системах, антропогенную нагрузку на территории. Важно, что результат этой работы – не только отметки в зачетках студентов, но и реальные новые продукты, которые могут использоваться нашим обществом. Красная книга Курганской области — во многом  результат полевых экспедиций института естественных наук и математики. Сейчас продолжается большая работа по изучению условий обитания и состояния популяций беспозвоночных животных, обитающих в озерах области.

 — Что пожелаете абитуриентам, которые придут поступать к вам в институт и в целом в университет?

 —  Дело, которое вы выбираете, должно серьезно увлекать.  Подумайте, какой род занятий вас больше всего интересует.  Я советую больше узнать не только о той профессии, которую вы намерены освоить, но и о тех людях,  которые  посвятили ей  жизнь.  Общайтесь с теми, кто работает в отрасли, читайте биографии, смотрите фильмы о жизни выдающихся деятелей,  в том числе  великих ученых, это поможет правильно оценить свои возможности и ту сферу, которую вы намерены выбрать.